Рецензия на книгу
Циники
Анатолий Мариенгоф
Аноним25 декабря 2012 г.Роман поэта-имажиниста Анатолия Борисовича Мариенгофа "Циники" - своеобразная летопись эпохи. 1918-1924гг. Тяжелый этап исторической действительности России.
Форма произведения - хроника ли с вкраплениями дневниковых записей, или же дневник с фрагментами документальной хроники происходящих событий?.
Язык Мариенгофа-имажиниста своеобразен и оригинален.
Сцены частной жизни главного героя, интеллигентного молодого человека, приват-доцента кафедры истории ("... все-таки не мешает иногда знать историю. Хотя бы только своего народа. Невежество - опасная вещь."), остро чувствующего действительность (" - Какое счастье жить в историческое время!"), перемежаются с хроникой происходящих внутри Советской России событий.
Укрывшись за надежным щитом цинизма, герой смог приспособиться к окружающей действительности.- Позволь, дружище, сказать начистоту: гнусь у тебя и холодина... Ты остришь... супруга острит... вещи как будто оба смешные говорите... все своими словами называете... нутро наружу... и прочая всякая размерзятина наружу... того гляди, голые задницы покажете - а холодина! И грусть, милый. Такая грусть! Вам, может, сие и неприметно, а вот человека, бишь, со свежинки по носу бьет.
Из своего укрытия, на протяжении всего произведения не перестает иронизировать:
Какая мерзость!...
Узнаю тебя, мое дорогое отечество.
Военный коммунизм. Изображен четко, хлестко глазами современника и очевидца. Деградация. Понижение интеллектуального и морального уровня общества.
1918... Ветер бегает босыми скользкими пятками по холодным осенним лужам, в которых отражается небо и плавает лошадиный кал.
1919... Я вглядываюсь в лица встречных. Веселое занятие! Будто запускаешь руку в ведро с мелкой рыбешкой. Неуверенная радость, колеблющееся мужество, жиреющее злорадство, ханжеское сочувствие, безглазое беспокойство, трусливые надежды - моя жалкая добыча.
Новая экономическая политика. Острый, пугающий контраст между процветающей прослойкой нэпманов ("гениальных животных") и российской глубинкой.
1922... Он меняет не только одежду, но и выражение лица, игру пальцев, нарядность глаз и узор походки... В докучаевском усовершенствованном несессере полагается находиться: самоуверенности рядом с робостью, наглости рядом со скромностью и бешеному самолюбию рядом с полным и окончательным отсутсвием его... Докучаев - страшный человек.
Позади плеяда бед и напастей разрушительной силы революции и жестокостей гражданской войны.
1924... ...Весна. Воробьи, говорят, чирикают.
Post Scriptum
А на земле как будто ничего и не случилось.524