Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

J.R.R. Tolkien Boxed Set (The Hobbit and The Lord of the Rings)

J.R.R. Tolkien

  • Аватар пользователя
    Аноним23 декабря 2012 г.

    Естественно, все читали или смотрели (нужное подчеркнуть) «Властелина колец». И пересказывать сюжет, описывать главных героев и прочее, думаю, нет никакой необходимости.
    Поэтому ограничусь размышлениями по поводу.

    Первое. Хотя Питер Джексон очень бережно подошел к тексту романа в своей трехсерийной экранизации, сделав прекрасную визуализацию, это не отменяет чтения как «Властелина колец», так и «Хоббита», конечно.
    За последние годы, если мне не изменяет память, сделано уже шесть переводов, но читать я рекомендую в изданиях, содержащих еще и подготовительные материалы. Джон Рональд Руэл Толкин был не просто писателем, он был еще и профессором в Оксфорде. И это в полной мере отразилось на уровне проработки романа.
    В рецензируемом издании в шести приложениях приведены:

    • Хроники королей и правителей с полным перечислением всех правителей Нумерона, дома Йорла и народа Дарина.
    • Полная хронология Западных Земель, разбитая по эпохам. А в особо бурные года приведена хронология всех событий.
    • Полное генеалогическое дерево семейств хоббитов.
    • Описание всех применяемых в книге календарей.
    • Полное описание языков Средиземья, включая эльфийский, язык гномов, и диалектов. Не забыты также алфавиты и произношение звуков.

    Как видим, Толкин вначале прописал воображаемый мир до уровня реальных легенд и хроник и только потом поместил в него своих героев.

    Второе. Писался роман долго и трудно. И немаловажную роль в его судьбе сыграл Стэнли Анвин, возглавлявший издательство «Ален и Анвин». Он не только согласился ждать много лет рукопись «Властелина колец», но и завещал то же самое делать своему сыну. В результате, начатый в 1937 году роман был завершен только в 1949-м.
    Но вполне могло случиться и так, что долготерпивый издатель мог и не получить вожделенную рукопись. Толкин категорически настаивал на одновременной публикации «Властелина колец» и «Сильмариллиона». Получив отказ, он передал рукопись другому издательству, но оно предложило сократить роман в несколько раз. Наконец, круг замкнулся и Толкин вновь вернулся в «Ален и Анвин», согласившись на публикацию в любом виде. По договору автор не получал ничего, но после того, как окупятся затраты ему причиталась доля от продаж.
    Ввиду острой нехватки бумаги, роман разбили на шесть книг, которые попарно объединили в три тома, получившие собственные названия - «Братство кольца», «Две крепости» и «Возвращение короля». С тех пор единый роман считается трилогией. :)
    Первый тираж «Братства кольца» составил 3,5 тысячи экземпляров. Следующих частей – еще меньше.

    Шло время. «Властелин колец» встал в один ряд с изданными за четыре года до него «Хрониками Нарнии» Клайва Льюиса и прочим фэнтези, и был интересен только любителям этого жанра. Но вот в начале 60-х в Америке выходит пиратский покет на газетной бумаге. И Толкин, и его издатель, естественно, ополчились на такое самоуправство, но как оказалось – зря. Именно это пиратское издание сделало из Толкина мировую знаменитость. На стенках станций метро стали появляться надписи «FRODO LIVES!» и «Gandalf For President!». Статья о бессмысленном загрязнении окружающей среды имела заголовок «Еще один кусок Мордора!». Роман стал элементом повседневной культуры бунтующей молодежи.

    Дальше...

    Третье. Почему «Властелин колец» мог появиться только в Англии? И почему англосаксы доминируют в жанре фэнтези, к слову, и созданном ими?
    А потому, что у них есть огромный фундамент в виде кельтской мифологии, Артурианского цикла, ирландских саг и поверий, валлийского «Мабиногиона». Материала, который в сто раз более подходит для фэнтези, чем инфантильная и примитивно сконструированная сказка.
    Возьмите любой фэнтезийный роман и в нем обязательно будут два королевства (страны, империи) - одна, это Страна Добра, а другая совсем наоборот. «Имеется Добрый Король, лишенный трона и наследства и пытающийся их восстановить, против чего выступают Силы Зла и Хаоса. Доброго Короля поддерживает Хорошая Магия и Добрый Волшебник, равно как и собравшаяся вокруг справедливого повелителя Храбрая Дружина Молодцев. Для полной победы над Силами Тьмы все же необходим Чудесный Артефакт, волшебный предмет небывалой силы. Предмет этот во власти Добра и Порядка имеет свойства интеграции и мира, в руках же Сил Зла - становится деструктивным элементом. Следовательно, Магический Артефакт надо найти и овладеть им, пока тот не попал в лапы Заклятого Врага...»
    Артурианский цикл – это не просто легенда, это «квазиистория» со своим Камелотом на месте современного Винчестера, пост-друидами, психомедиевистами и прочей братией. Это живая история и это архетип.
    Да, король Артур мертв, волшебник Мерлин заточен в скале. Однако, Царство Закона и Прогресса все-таки создано, и это царство – Западная Европа.
    Европейский Миф или Миф о Прогрессе, получил свое завершающее воплощение именно в эпопее Толкина, где Запад, гордо именующийся Нуменором открыто отождествлен с силами Света, Добра и Прогресса, а мерзкие узкоглазые азиатские орки однозначно повязаны с силами Тьмы.
    «С нами Бог – кто против нас?».
    ***
    P.S. В рецензии использованы цитаты из статей К.Крылова «Рассуждение о русской фэнтези» и А.Сапковского «Пируг или Нет золота в серых горах».

    80
    717