Рецензия на книгу
Адресат выбыл
Крессманн Тэйлор
Аноним6 июля 2021 г.Как обухом по голове
Решила написать рецензию на это миниатюрное произведение из-за его низкого рейтинга на ЛЛ. Оно, на мой взгляд, заслуживает высокой оценки.
Рассказ с пугающей резкостью передаёт трансформацию сознания и ту скорость, с которой она может происходить. Показана эта метаморфоза во многом с помощью языка.
В посланиях, которыми обмениваются два бывших бизнес-партнера, найдётся место дружеской привязанности и здравомыслию, презрению и шовинизму, вероломной трусости, жестокости и, наконец, хладнокровной мести.
Вымышленная переписка охватывает не более двух лет и завершается, или лучше сказать обрывается, в марте 1934 года.
Отмечу, что герои этой истории кажутся сырыми, местами граничащими с карикатурой. Не стоит ожидать от неё проработанности и правдоподобия всех деталей. Однако некоторая схематичность оправдана. Текст концентрированный, у автора в запасе всего около 20 писем. Они рассказывают личную драму, в которой, как в капле воды, отражается мировая история.Итак, господин Мартин Шульзе с супругой и сыновьями возвращается из-за океана домой, в Германию, где он занимается обустройством большого семейного дома.
Он с радостью поддерживает связь с Максом Эйзенштейном - другом и коллегой, оставшимся в США.
После отъезда Мартина Макс в одиночку занимается делами художественной галереи в Сан-Франциско. Дружба между двумя мужчинами, казалось, проверена временем. Испытания не смогли её разрушить.
У Мартина случился роман с любимой сестрой Эйзенштейна, который он предсказуемо стремился сохранить в тайне от жены. Ни брат, ни сестра не стали портить Мартину жизнь.
Стремление усидеть на двух стульях, предвосхищая события, сообщает о какой-то гнильце в натуре персонажа. Мартин, к тому же, не скрывает, что, по его мнению, главная функция женщин - это производство потомства. Подобной репрезентации не хватает объёма. Плоскость присутствует и в образе Эйзенштейна. Он кажется излишне наивным в своей вере в человечность друга и хрестоматийно правильным в своих суждениях.
Я верю, что ты осуждаешь политику, проводимую партией Гитлера против евреев, не из симпатии ко мне, а из-за своего чувства справедливости. Убеждён, что такой человек, как ты, не может мириться с несправедливостью.Полистаем первые письма.
Макс пишет о делах художественной галереи в Сан-Франциско, о том, как его клиентам не хватает обаяния Мартина. Последний подробно рассказывает своему старому другу об успехах старшего сына, который, однако, ещё плохо говорит по-немецки, об ожидаемом пополнении в их семье и о начале карьеры на государственной службе. Мартин, сообщает, что хочет принести пользу своей стране, измученной множественными экономическими кризисами. Послания пронизаны обоюдной симпатией, интересом и надеждой на встречу в будущем. Эйзенштейн передаёт приветы семье дорогого Мартина, а тот приглашает сестру друга (свою бывшую возлюбленную) приехать погостить.
Шульзе свободно отвечает своему заокеанскому корреспонденту о своём видении политической ситуации в Третьем рейхе.
Ты спрашиваешь, что за человек Адольф Гитлер? Ну, он тёмная лошадка, к которой стоит относиться настороженно.
Признаётся, что не доверяет герру Гитлеру, но хочет надеяться, что он окажется «настоящим лидером», а не «чёрным ангелом». Мартин проницательно замечает, что отчаяние иногда толкает отдельных индивидуумов и целые народы на безумные поступки.Буквально несколько посланий спустя Мартин уже говорит о том, что Гитлер олицетворяет «возрождение нации», а мелкие недочёты и перегибы - неизбежный побочный эффект на пути построения
очередного«великого» будущего.
Макс хочет знать, верны ли чудовищные истории об ущемлении «неарийцев» в Германии? Это всё клевета и происки враждебных сил. Да и какое значение имеют такие мелочи перед лицом великой миссии нации, пережившей годы несправедливости?..Читая, трудно не вспомнить известную мантру «лес рубят - щепки летят». Именно этот, не только аморальный, но и провальный в среднесрочной перспективе подход, Мартин отстаивает перед своим приятелем.
Впрочем, неудивительно, что Макс ничего не понимает. Разве не его соплеменники постоянно инспирируют враждебные кампании против наконец-то возродившейся Германии? Вечно стремятся организовать международные бойкоты такому миролюбивому и справедливому рейху. Не знают уже, как испортить жизнь прекраснодушным германским гражданам.
Макс что-то говорит о свободе слова? Это миф, которым прикрывают враждебную пропаганду. И, скажите на милость, а судьи кто? Взглянули бы хотя бы раз в зеркало. Ан нет, вечно лезут в чужие дела и поучают.
Макс, ты о либералах (тон приобретает особенно уничижительный оттенок)? Это те, кто вечно недоволен, только болтает, но ничего не делает. Те, кто только и знает, что вставлять палки в колёса людям действия, да критиковать настоящих патриотов.
A liberal is a man who does not believe in doing anything. He is a talker about the rights of man, but just a talker. He likes to make a big noise about freedom of speech, and what is freedom of speech? Just the chance to sit firmly on the backside and say that whatever is being done by the active men is wrong. What is so futile as the liberal? I know him well because I have been one. He condemns the passive government because it makes no change. But let a powerful man arise, let an active man start to make a change, then where is your liberal? He is against it. To the liberal any change is the wrong one.Дисклеймер: если вдруг у кого-то, кто читает эту рецензию, чувство юмора колеблется на нулевой отметке, выше имел место сарказм в адрес соответствующей позиции.
За время переписки не только существенно меняются политический ландшафт и отношения между двумя корреспондентами, но и случается личное несчастье.
Погибает сестра Макса. Она становится жертвой собственной смелости, смешанной с наивной доверчивостью.
Трагический эпизод описан нарочито театрально. Вызов, брошенный девушкой со сцены театра, переодевание и преследование со стороны штурмовиков, крик в саду, разрывающий наэлектризованную тишину… На ум приходят фильмы с участием Лени Рифеншталь.
Однако определённая аффектированность мне не мешала. Напомню, это история в аллегорическом стиле, а не психологическая зарисовка.Действия разворачиваются до принятия т.н. Нюрнбергских законов и трагических событий Хрустальной ночи (сама же книга вышла в 1938 году). Писательнице, наделённой журналистским чутьём, удалось навести фокус на сущность нацизма в момент, когда далеко не все были или хотели быть в курсе.
«Адрес неизвестен» послал соответствующий сигнал, который не остался неуслышанным. Он также продемонстрировал языковые трансформации, отражающие изменения - капитальные или косметические - в сознании. О двойной роли языка - как лакмусовой бумажки, высвечивающей дух эпохи, и как фактора, формирующего сознание - писали очевидцы (e.g., свидетельства филолога Виктора Клемперера).
Рассказ напомнил о том, что встречаются ситуации, когда незначительных деталей не бывает.
Кадр из Address Unknown 1944 года. В целом хороший фильм, но сюжетная линия в нём несколько изменена, вероятно, в угоду пуританским соображениям.В финале, столкнувшись с риском потерять всё, чем он так дорожит, Мартин в отчаянии переобувается в воздухе и просит Эйзенштейна о содействии. Не может же «дорогой» Максель, с которым он так давно знаком, позволить ему погибнуть?
О, Макс желает своему «дражайшему» другу исключительно добра. The God of Moses be at his right hand.P.S.[раз] Все персонажи вымышленные, любые совпадения случайны.
P.S.[два] История не повторяется.
P.S.[три] ... (На этом рукопись обрывается)Содержит спойлеры1201,8K