Рецензия на книгу
Черный обелиск
Эрих Мария Ремарк
Glenda22 декабря 2012 г.Когда я училась на 1-2 курсе, на каком-то семинаре мы затрагивали понятие антипсихиатрии. Суть ее в том, что сумасшедшие – не такие уж сумасшедшие, а нормальные люди – не так чтобы нормальные, да и вообще понятие нормы, мягко говоря, неверно. А что, если на самом деле так называемые безумцы и гении – и есть норма, а большинство – психически нездорово? Этот подход неожиданно четко врезался мне в память, и после прочитанных разговоров Людвига и Изабеллы такая точка зрения не кажется абсурдной.
Диагноз диагнозом, а Изабелла-Женевьева подчас выдает такие ясные и своеобразные мысли о Боге, жизни, любви и прочих вечных ценностях, что удивительно. Все ее суждения настолько пропитаны какой-то наивностью, которая может существовать разве что у ребенка, еще не отягощенного жизненным опытом и необходимостью жить по требованиям общества.
Неудивительно, что Людвиг сбегает из своей насыщенной жизни и "здорового" окружения, чтобы побыть с Изабеллой. Да и время не располагает. Ремарк описывает период после 1 мировой войны, когда Германия была на грани экономического краха, люди жили буквально в "подвешенном" состоянии, не зная, когда их ожидает окончательное банкротство: завтра или, может быть, уже сегодня. В это время в сумасшедшем доме – мир и покой, а за его стенами – полное безумие.
"Черный обелиск" полон черного юмора. Вещами, над которыми, наверное, стыдно смеяться, но по-другому нельзя, т.к. они доведены до такой абсурдности и нелепости, что это кажется невозможным. Персонажи, и главные, и второстепенные, все как один интересны, с характером, по-своему страдают от такой жизни и по-своему пытаются к ней приспособиться и найти свое место.
Это – тот Ремарк, которого я люблю, с абсолютно четкими определениями казалось бы неопределимых понятий и с вечными вопросами, на которые нет ответов. Это герои – полностью разочаровавшиеся, обладающие огромными знаниями о жизни, несмотря на юный возраст, которые не облегчают им жизнь, а, напротив, делают ее еще сложнее и безвыходнее. Это попытки героев найти смысл, неважно какой: просто, чтобы зацепиться за что-то, обрести почву под ногами и верить, что все не зря.
1033