Рецензия на книгу
Часодеи. Часовой ключ
Наталья Щерба
Аноним22 декабря 2012 г.Сразу оговорюсь, что последними прочитанными и полюбившимися мне детскими книгами жанра фэнтези были книги про Гарри Поттера, которые сформировали мое представление об идеальной сказке. Казалось бы, давно пора забыть про мальчика с волшебной палочкой и двигаться дальше, но, как говорится, сердцу не прикажешь. И вся книга про часодеев прошла у меня с мыслями: "а вот у Роулинг было так-то..."
Постараюсь обойти стороной сравнения и запечатлеть те замечания и ощущения, которые у меня возникли по мере знакомства с книгой. В целом, книга показалась неплохой (чтобы сказать "хорошей" нужно все же прочитать хотя бы вторую часть), но слишком уж простой, с одной стороны, и в то же время достаточно сложной, с другой. Сейчас поясню. Простота, безусловно, в языке, которым книга написана, в предсказуемом сюжете, в характерах героев. Готова простить язык и сюжет, но не характеры. Уж больно однобокие получились герои. Либо совсем-совсем плохие, либо идеально хорошие, для маленьких детей, может, так и надо, чтобы не запутались, но дети постарше должны учиться сами видеть и отличать добро от зла, тем более что в жизни не бывает абсолютно плохих или абсолютно хороших героев. Допускаю, что я сейчас, возможно, перегибаю палку, литература все-таки детская, но как по мне, то, например, с отцом Василисы Щерба явно переборщила, получился невероятный мерзавец, прям квинтэссенция зла, так не бывает... Хотя о чем это я, все-таки сказку читала, там и не такое бывает!
Совершенно не понравилась главная героиня. Обычно главные герои созданы такими, чтобы на них хотелось походить. Здесь явный минус. Думаю, что и в свои 12 я бы не хотела быть как Василиса, которая чуть ли не до конца книги не переставала спрашивать: а что, а как и почему. Девочка-тугодум. Мне казалось, что дети расположены верить в чудеса и, попав в волшебный мир, перестают удивляться летающим и говорящим существам через несколько минут, а не задают ежеминутно дурацких вопросов, почему это оно летит, и тут же на них отвечают: "ах, да! я же в волшебном мире".
Теперь о сложном. С устройством волшебного мира, всей его иерархией, не говоря уже о процессе колдовства с помощью часов разобраться нереально. Точнее при желании можно, но нужно будет поднапрячься, и в результате все равно сойдется не все. Мне показалось, что Щерба, стремясь обойти стороной пресловутые волшебные палочки, нагородила такого, что и сама в конечном итоге запуталась. При попытках разобраться начинаешь видеть, что где-то объяснение оборвано и неясно, что и откуда берется, а где-то вообще появляется противоречие. А уж когда пытаешься вникнуть, куда там отклоняется стрелка от циферблата и какие там шестерни поворачиваются, возникает головная боль, а вместе с ней приходит смирение с тем, что можно воспринимать волшебство как данность: как-то там оно все крутится и получается, и слава Богу, меньше знаешь - крепче спишь. В конце концов отсутствие у большинства людей точного понимания того, как картинка и звук попадают в ТВ, не мешает им наслаждаться просмотром любимого фильма.
В общем, пока я читала, претензий накопилось немало, но при всем этом, книгу ругать не хочу. Более того, мне на интуитивном уровне кажется, что она хорошая, просто это я уже выросла и стала нудной теткой, которая ворчит и отказывается верить в чудеса. С другой стороны, в Хогвартс мне же хотелось верить, там было все так естественно. Может, дело в том, что там волшебники были среди нас, а тут они живут на другой планете. Как бы то ни было, повторю то, с чего начинала рецензию. Нужно двигаться дальше, не могут все писать про палочки, метла и мантии. Должно быть что-то новое. И тот факт, что мне, однолюбу в душе, тяжело проникнуться чем-то новым, не должен стать препятствием для будущих читателей книги. Помню, что после первой книги о ГП я тоже долго не понимала, от чего все в восторге, а потом прониклась. Возможно, что в случае с Часодеями нужно время, чтобы привыкнуть к новому волшебному миру, и первая книга - это лишь начало невероятно увлекательной истории.
15293