Рецензия на книгу
Burial Rites
Hannah Kent
elefant1 июля 2021 г.«Случилась смерть, причём так, как это случается всегда, но с другой стороны – совсем по-иному»
Холодная, скованная льдами Исландия. Глубокие скрипучие снега, в которых рискуешь замёрзнуть и уснуть навечно. И длинные-длинные ночи. Всё это вполне удачно сочетается с самой атмосферой книги –тягучее и неторопливое повествование. Интрига, которая вроде бы лежит на поверхности, но, кажется, всё далеко не так просто, как представляется на первый взгляд. Или всё же Агнес – и есть та самая убийца; волк, что прячется в овечью шкуру?
Роман рассказывает нам историю Агнес – женщины с непростой судьбой, незаконнорожденной, брошенной собственной матерью, нашедшей приют у мошенника, что взял её к себе в прислуги, а в сущности – для собственной прихоти и плотских утех. В конце концов Агнес обвиняют в жестоком убийстве того самого Натана. И, надо сказать, основания у неё вполне достаточные. Но что-то в этой истории не вяжется. Сама осуждённая своим поведением ничего кроме сочувствия не вызывает, отличается кротостью нрава и всяческим желанием помочь тем, в чьём доме своего смертного приговора ожидает.
Меня привлекло то, что история имеет под собой реальные основания. Как стало известно, смертная казнь Агнес Магнусдоттир стала последней в истории Исландии. Женщина была приговорена к смерти за соучастие в убийстве Натана Кетильссона и Пьетура Йоунссона, совершённом в ночь с 13 на 14 марта 1828 года на хуторе Идлугастадир, в Северной Исландии. Более того, автор провела многолетние исследования и обстоятельно в послесловии поясняет: насколько реальны каждый из описанных в книге героев, действительны те места, где происходит сюжет. Это не документальная книга, но сама Ханна Кент признаётся:
«В романе воспроизведены многие известные и установленные факты о жизни Агнес и идлугастадирском убийстве, и события романа либо взяты напрямую из документов, либо придуманы мной; это вымысел, но близкий к истине».Само повествование тянется очень медленно. Ведётся оно то от лица самой осужденной и ожидающей смерти главной героини, то от преподобного Тоути – молодого священника, вызвавшегося наставить Агнес на путь к Богу (и, кажется, влюбившегося в неё), то и вовсе – от третьего лица. Это постоянно прыгающее повествование несколько сбивало в процессе чтения. Добавьте сюда ещё и постоянные флэшбэки: в детство Агнес, по линии её судьбы, в месяцы перед убийством; многочисленные выдержки из посланий, документов, рекомендаций, наставлений, судебных и финансовых отчётов, касающихся приготовлений к смертной казни… Просто голова идёт кругом. Однако, в принципе, это один из немногих минусов романа для меня. В целом – он довольно хорош и позволяет хорошо прочувствовать сам дух времени, окунуться в эпоху, её непростые нравы.
Если честно, до самого конца ожидал некой неожиданной развязки, крутого поворота событий. И так и не встретив их – несколько разочаровался. Хотя подобное делает историю Агнес, да и весь сюжет – ещё более жизненными и убедительными. Приятного чтения.
18514