Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Уотт

Сэмюэл Беккет

  • Аватар пользователя
    Mkk30 июня 2021 г.

    книга для тех, кто считает, что видел в литературе уже всё

    Книга производит впечатления попавшей прямо в ухо и рванувшей в остатках мозга петарды. Лично у меня петарда взорвалась примерно на середине второй части. Потом просто пустота. Но я постараюсь сформулировать общие впечатления как можно полнее. Чуть-чуть скажу с точки зрения собственно литературы. Это всё-таки первая в своём роде книга, так и не превзойдённый по уровню абурда и при этом философской наполненности. Постараюсь больше не говорить таким сложным и канцелярским языком, эта книга заслуживает, чтобы о ней говорили живо. И ещё замечу, что сам Беккет терпеть не мог, когда его называли ирландским писателем.
    Итак, начинается всё с заката, парка и довольно логично построенного разговора. Логичным и живым он кажется уже с высоты прочитанной книги. К тому же, я, кажется, не помню больше вообще ни одного диалога там дальше. А во вторых, дальше начинается такое, что ни в сказке сказать, ни в страшном сне не привидится. Книга, вообще, наполнена кошмарным, безысходным отчаянием. Пусть даже это абсурд. Пусть там много эксцентричного юмора, парадоксальных сравнений и описаний, поразительных лингвистических игр и находок. Но начиная с "он отвёл глаза от издыхающего дня", до "каждый завидует мухе", сцены, где они кормят крыс крысиными же детёнышами и называют это "приближением к ощущению себя Богом"... дальше, это просто кошмарный сон. Босх в виде текста. Бесконечный, гипнотический, жуткий, абсурдный, затягивающий кошмар. Однако, первый диалог и образ горбуна на скамейке со сломанной спинкой кажутся почти нормальным.
    Сначала я вообще подумала, что почти всё поняла. Потом оказалось, что это глобальное заблуждение. Непонятно совершенно ничего. Это совершенно особая проза, ни на что не похожая. Были, конечно, книги после, которые явно используют те же приёмы и по ощущениям напоминают этот непонятный образец фантазии безумия и отчаяния человеческого. К сожалению, я не литературовед, и я очень остро ощущаю, насколько мне не хватает опыта, чтобы описать это необычное, сумасшедшее, абстрактное, конкретное, эмоционально насыщенное и совершенно безразличное, удивительное, новаторское для своего периода произведение. Проводя параллели, из последних книг, которые я читала, мне вот стало понятно, откуда растут ноги у "Стеклянного города". Может быть и у "Зелёных берегов" тоже.
    Сюжета тут как такового нет. Строй предложения и грамматика намерено нарушаются. Повествование, если это вообще можно так назвать, ведётся то от первого лицпа, то от третьего, то от первого, рассказывающего историю в третьем лице. Как только вы начнёте привыкать к манере изложения и начнёт казаться, что всё понятно - всё тут же встанет с ног на голову и станет ещё непонятнее, чем было. Текст создаёт впечатление падения Алисы в кроличью нору. Только безысходную, взрослую и экзистенциальную. Читать это очень тяжело, но, если вам вдруг показалось, что вы уже знаете о литературе всё, но этой книги ещё не читали -- попробуйте. Она всё-таки гениальна и уникальна в своём абсурде и необыкновенном кошмарном мире наблюдения, философии и умирания. Лучше всего читать сразу цитаты. По ним лучше понятно, что такое "Уотт". Если, конечно, его вообще можно понять.
    Хотя, мне думается, написан он не для того, чтобы его поняли, а для того, чтобы шкурой прочувствовать, насколько мы бессильны в попытках хоть что-то понять.

    11
    1K