Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Морфология волшебной сказки

Владимир Пропп

  • Аватар пользователя
    Аноним30 июня 2021 г.

    сказочная матрица Проппа

    Если вас спросят, какой русский учёный повлиял на мировую науку в области культурологии, изучения мифов и фольклора, в исследовании сказки и её исторических корней, то без всяких сомнений называйте имя Владимира Проппа. Оглядываясь на культуру XX века, можно смело утверждать, что его исследования вышли намного за рамки изучаемых тем.


    «Прежде чем ответить на вопрос, откуда сказка происходит, надо ответить на вопрос, что она собой представляет»




    ⠀Взявшись в 1920-х годах за описание структуры русской волшебной сказки (за основание было взято примерно сто сказок из известного сборника русских народных сказок составителя А.Н. Афанасьева), Пропп уже стоял на основании предшественников, искавших единую структуру, "морфологию" сказки...
    ⠀В полемике с Веселовским ("Поэтика", именно здесь выражение «морфология сказки» было впервые употреблено ещё в 1884 г.!), Вундтом ("Психология народов"), Волковым ("Сказка. Разыскание по сюжетосложению народной сказки"), Пропп видит слабые стороны научных попыток классифицировать сказки по тем или иным признакам и берётся составить универсальную систему, но не для того, чтобы вписать сказки в придуманную систему, а чтобы из самих сказок извлечь "функции", выработать методологию единого подхода и структурирования сказки. (


    «Под функцией понимается поступок действующего лица, определённый с точки зрения его значимости для хода действия»

    ).

    ⠀Многие попытки классифицировать сказки по героям, по мотивам, по сюжетам... не привели к тому, чтобы охватить и описать сказки ТАК, чтобы показать единую схему, по которым все сказки существуют, по которым они написаны и видоизменялись со временем. А Владимир Пропп сумел.
    ⠀Вот его четыре тезиса:


    • Постоянными, устойчивыми элементами сказки служат функции действующих лиц независимо от того, кем и как она выполняются. Они образуют основные части сказок.
    • Число функций, известных волшебной сказке, ограниченно.
    • Последовательность функций всегда одинакова.
    • Все волшебные сказки однотипны по своему строению.


    Удивительно, что даже в Голливуде хорошо знакомы с Проппом!

    ⠀Из воспоминаний Изалия Земцовского, фольклориста-музыковеда, который был близок с Проппом, а ныне живет в Америке, стало известно, что американская писательница и сценаристка голливудских фильмов Виктория Нельсон говорила следующее:
    ⠀«У нас в Голливуде есть популярная и безотказно спасительная формула — „Do it with Propp!“... Когда нужно в одной фразе изложить суть будущего фильма, особенно в случае хитрого комбинирования, например, двух сюжетов, опытные мастера-сценаристы советуют: „Follow Propp!“. Выведенные им законы построения сказки работают и в кинематографии. Его книга „Морфология сказки“ — второе американское издание 1968 г. — перепечатывалась в США уже не менее 20 раз. Все сценаристы ее имеют. Это их рабочая Библия...»

    ⠀Опубликовав «Морфологию волшебной сказки» в 1928 г., Пропп приступил к установлению широких этнографических соответствий темам и мотивам волшебной сказки. Почти десять лет спустя первая редакция «Исторических корней волшебной сказки» была завершена и в 1939 году защищена как докторская диссертация. Можно сказать, что «Морфология» явилась введением к изучению глубоких связей между самим повествованием и тем, как и почему оно было изложено в той форме, в какой дошло до современности. Пропп своими исследованиями раскрыл практически неизменяемую структуру сказок, его таблицы и схемы позволили применить методологию в широком плане, его прозрения привели к исследованиям мирового эпоса, древних мифологий, древних текстов, даже Библии.

    ⠀Мне было интересно читать, хотя эта первая монография автора больше похожа на сгусток уже сделанных выводов, словно сухой остаток — без глубоких рассуждений, где был бы виден сам процесс исследований.
    Обязательно приступлю к следующей работе — «Исторических корней волшебной сказки».



    «Конечно, не наше дело — истолковать это явление. Наше дело — констатировать самый факт. Но всё-таки хочется поставить вопрос: если все волшебные сказки так единообразны по своей форме, то не значит ли это, что все они происходят из одного источника?»
    13
    1,1K