Рецензия на книгу
Жизнь взаймы
Эрих Мария Ремарк
Аноним30 июня 2021 г.«Жизни не надо смотреть в лицо! Достаточно ощущать ее»
«Жизнь взаймы»... Какое странное название для литературного произведения, впрочем, как раз под стать самой книге. Стоит помнить, что мы не цари и не боги, всего-то одолжили себе несколько десятков лет и настанет час, когда придется платить по счетам. Кому? Когда? Какова цена свободы?
Роман вещает нам об истории двух главных героев: Лилиан и Клерфэ. В течении всего произведения мы видим параллель между отношением к жизни среднестатистического человека и того, кому суждено вскоре умереть, так называемым «больным». Но кто же на самом деле болен: бельгийка, страдающая от туберкулеза, или гонщик, который ни во что не ставит свое существование? Их разговоры, с намеком на амбиции стать афоризмами, глубоко раскрывают темы жизни и смерти, надежды и обреченности, любви и ненависти. Но потрясло мое нутро далеко не это. Борьба понятий «отпустить» и «обладать». Вот, что на самом деле вело меня в диком ритме танца в течении всей книги.
Одни считают это произведение безусловным шедевром, кто-то ставит все, полагаясь лишь на авторитет автора, ну а остальные считают персонажей пластиковыми, а страницы пустыми. К какой категории отношусь я? Неисправных романтиков, которые познали весь цинизм истории.
«Разве она полюбила его не за то, что он ценил каждое мгновение, словно оно было последним в его жизни?»Любовь, которая не должна существовать, болезненная привязанность и желание обладать. Тут нет ничего из того, что мы привыкли звать «здоровыми отношениями». Так может это потому, что самое понятие «здоровье» извратили до неузнаваемости? Все, что мы имеем - момент, от вздоха до вздоха. Дальше пустота. Почему человек пытается обладать всем? Разве не очевидно, что так ты лишь теряешь: себя, свободу, жизнь? Пытаемся повесить на себя гору обязательств и ярлыков, хотя все, чем мы располагаем - лишь секунда между до и после. Лилиан прекрасно понимала, что у нее нет времени. Она так отчаянно гналась за каждым мгновением. У нее не было шанса думать о завтра, точно так же, как и посвящать себя кому-то. Как на это реагирует Клерфэ? «Я не могу тебя потерять». Эгоизм. Желание подчинить, а не склонить свою голову и просто быть рядом. Этим она его и опьянила - своей безумной тягой к жизни, простоте и моментом. Неуловимая, таинственная и драматичная. Качества той, что способна вскружить голову лишь одним своим взглядом.
3170