Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Страдания юного Вертера

Иоганн Вольфганг Гете

  • Аватар пользователя
    Аноним29 июня 2021 г.

    Почему то, что составляет счастье человека, должно быть источником его страданий?

    Перелом в жизневосприятии Вертера совпал хронологически с переломом в моей жизни, а потому сию книгу я близко принял.

    Это история о преобразовании взглядов человека от позитивизма к пессимизму. Дихотомия этих философий проходит красной нитью через роман. Она же прослеживается в противопоставлении "певца смерти" Оссиана и "Певца жизни" Гомера.

    Протагониста я увидел с первых его писем противным для себя. Изначально он предстаёт легкомыслененным сангвиником, при том крайне эмпатичный юноша придерживается метафизеского позитивизма.

    Вертер сравнивает свою любовь с жестоким демоном, что преследует его. После встречи с Лоттой мысли о невозможности их бытия как спутников жизни вызывают у него страдания. Вертер плачет в предчувствии мрачного будущего. В одном из последующих писем он описывает свою депрессию, которая включила в себя тревожность, апатию, оскуднение воли, ангедонию в форме потери былых интересов, отсутствие целей, стремлений и надежд. Примечателен его диалог на тему самоубийства с Альбертом, где последний, будучи весьма заурядным, предстаёт перед нами ярым позитивистом, радикальным сторонником жизни.

    После отбытия Вертера в город Д. он поражается нравам, идеалам и иерархиям людей тех; И, однажды, непроивольно нарушив их местные порядки, он остаётся к съезду высокопоставленных гостей у графа фон К., за что подвергается травле горожан, после чего решает подать в отставку. Это общественное порицание усугубляет состояние Вертера, он ударяется в рефлексию, и единственным оазисом средь этого заурядного мира он видит Лотту, коя в дальнейшем принимает форму навязчивых мыслей, становясь их сутью. От них ему уже не суждено избавиться. Параллельно к Вертеру в голову закрадываются мысли о самоповреждении. Он переживает ностальгию по былому.

    Возвращение к поместью Лотты, которое было для него панацеей, сжигает его изнутри - особенно те жесты ласки и заботы с её стороны. Он понимает это, однако не противится, мужественно принимая усладу отравы. Любовь к Лотте принимает поистине маниакальный характер. Вертер не может найти виновника своих страданий - сколько он ни пытался обвинить Альберта - мышление не позволяет ему быть нечестным, и он понимает несостоятельность своих суждений. А потому тем бременем клеймит он себя: "Хорошо бы обладать вздорным характером и сваливать вину на погоду, на третье лицо, на неудавшееся предприятие! Тогда несносное бремя досады тяготело бы на мне лишь вполовину."

    Дальше случается череда событий, которая ещё сильнее укореняет Вертера в своих пессимистичных взглядах: "Оссиан вытеснил из моего сердца Гомера". Тем временем у Вертера усугубляется депрессия, о чём говорят та пустота, которую он ощущает, те гнев и стыд.
    Можно чётко проследить, как смещается восприятие протагониста в описании природы - сначала это каноничный метафизический позитивизм, что сродни паганизму, однако после перелома он в стихии видит разрушение, а в ландшафте - мрак.

    Агония. Вертер принимает неотвратимость смерти от собственных рук. Протагонист попадает в ловушку навязчивых мыслей - он всё больше изолируется от социума, и его мысли необратимо меняют направленность с реального мира, с материального на трансцендентное, на фантазии и рефлексию. Эмпатия погасла - Вертер оправдывал насильника и убийцу. Общество не выносило более протагониста, которого съедала депрессия наравне с маниакальным помешательством, тем самым создавая порочный круг. "Он приучился видеть только мрачные картины, и мысли его были одна беспросветнее другой". Поняв невозможность той идиллии, Вертер выбирает смерть.

    5
    818