Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

По ком звонит колокол

Эрнест Хемингуэй

  • Аватар пользователя
    Аноним15 декабря 2012 г.

    Какая же я была дура, что после "Прощай, оружие" не собиралась больше читать Хэмингуэя! И какая же умница, что все-таки открыла "По ком звонит колокол" (как говорится, сам себя не похвалишь...=))
    Вроде бы такие похожие сюжеты: американец принимает участие в "чужой" войне и встречает девушку, которая меняет его взгляд на мир. Но насколько я не понимала и не прониклась историей Генри из "Прощай, оружие", настолько же близка оказалась судьба Роберта Джордана. В чем причина? Читая первый роман я постоянно спотыкалась о собственную мысль: зачем,ну зачем Генри ввязался в эту драку?! Неотвязный вопрос мешал мне сочувствовать герою, мешал сблизится с ним. Если он сам не может разобраться в своих мотивах, как это могу сделать я, посторонний человек? А вот Роберта с первых строк начинаешь уважать, за то, что он крепко держится своей позиции. Он осознает, за что борется, чем оправданы ужасы войны. А могут ли вообще то, что делается на войне, быть оправданным? Даже такими важными словами, как мир и свобода человека? Раньше бы я однозначно ответила: нет, не может. После этой книги я уже не знаю и ни в чем не уверена.


    Ты пошел на это, зная, за что борешься. Ты борешься как раз против того, что ты делаешь, что тебе приходится делать ради одной лишь возможности победы.

    ... всегда навлекаешь несчастье и двойную опасность на тех, у кого находишь приют и помощь. Но ради чего? Ради того, чтобы в конце концов перестала существовать всякая опасность и чтобы всем хорошо было жить в этой стране.

    В романе описываются события четырех дней, а я проживала их на протяжении месяца, по несколько страничек в день. Именно проживала, потому что, благодаря волшебному мастерству автора, все в книги было не только зримо, но и слышимо, и осязаемо, и даже запахи иногда доносились.


    Пабло остановил лошадь и спешился в темноте. Роберт Джордан услышал поскрипывание седел и хриплое дыхание, когда спешились остальные, и звяканье уздечки, когда одна лошадь мотнула головой. На него пахнуло лошадиным потом и кислым запахом давно не стиранной, не снимаемой на ночь одежды, который исходил от новых людей, и дымным, застоявшимся запахом тех, кто жил в пещере. Пабло стоял рядом с ним, и от него несло медным запахом винного перегара, и у Роберта Джордана было такое ощущение, будто он держит медную монету во рту.

    И это еще не всё! Абсолютно невообразимом для меня образом Хэмингуэй окунает читателей во внутренний мир своих героев, до того глубоко, что уже не различаешь, где твои мысли, а где только что выхваченные из книги.

    Перевернула последнюю страницу - вернулась из удивительной и пугающей одновременно революционной Испании. Теперь я понимаю тех людей, кто искренне восхищается творчеством Хэмингуэя. Хотя тех, кто его не любит, я понимаю тоже. К какой группе принадлежу я сама, еще не определилась. Буду читать снова и снова, уверена, впереди еще много неожиданностей.

    6
    24