Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Письма смерти

Чжоу Хаохуэй

  • Аватар пользователя
    Аноним25 июня 2021 г.

    «В случае убийства набирайте L»

    «На этой земле слишком много преступлений остались безнаказанными. Предстоит еще немало работы…»

    Отличный полицейский детектив, динамичный, с множеством неизвестных и… неоднозначным финалом. Первая часть трилогии (может, у нас ее все-таки полностью издадут?) прямиком из Китая… но такое чувство, что из Японии, очень уж сюжет смахивает на злосчастную «Тетрадь смерти» (а «Письма смерти» когда запретят? тут же тоже в названии есть слово «смерть», куча убийств и нет правых и виноватых). А так как книжка всего одна вместо положенных трех, то читать ее – все равно, что смотреть первый сезон «Тетради…» без возможности ознакомиться со вторым. Велика вероятность, что торжествовать тут будет именно зло, если вы таковым считаете Киру.

    Итак, в наличии гениальный маньяк-убийца, который охотится на закоренелых преступников. Мотивы те же, что у Ягами Лайта: «Хм, что-то много насильников/убийц/серийников гуляют на свободе, проклятая полиция не шевелится, а то и вовсе покрывает злодеев – как же ужасно жить в этом прогнившем мире! Возьму-ка я на себя роль чистильщика, так сказать, окажу услугу обществу, ведь у простых людей, которые никого не убивают и не насилуют, есть запрос на справедливость, им нужен герой, который за них заступится, если полиция окажется бессильна…» Короче, даешь смертную казнь, только без привлечения судебной системы. Китайский Кира так же стремится убивать тех, чьи преступления на 100% доказаны. У него нет мистических способностей своего японского коллеги, но зато он компьютерный гений, прекрасный аналитик и отлично умеет в стелс. Он бескорыстен, он действует лишь из собственного извращенного понимания справедливости, у него именно что «призвание». Время от времени он любит пошалить, дразнит полицейских: он-то легко ловит преступников, а они, наверное, только пончики на работе жрут (или что там у китайских копов?). Но этот элемент игры, этот вызов – скорее из собственных сомнений (имхо), из желания доказать самому себе, что: нет, я не такой, как вы, я ЛУЧШЕ!

    Формально он совершает преступления – все-таки в цивилизованном обществе нельзя никого убивать, в т.ч. преступников. Но, в то же время, он выбирает в жертвы людей, которые при лучшем стечении обстоятельств за свои злодеяния оказались бы на скамье подсудимых, получили бы большие сроки, а то и были бы приговорены к смертной казни. Так, в Китае по статистике самый большой процент по смертным приговорам в мире, там могут казнить за преступления против человека (изнасилования, убийства, похищения, работорговлю и т.п.), преступления против государства (шпионаж, измену родине и т.п.), военные преступления, терроризм, коррупцию и торговлю оружием и наркотиками. За то же самое, за что убивает китайский Кира. Только вот китайскому суду можно законно отправлять людей на казнь, а серийнику вне закона – нет. В реальности же они мало чем друг от друга отличаются. Серийник-одиночка подвержен личностным изменениям в связи со своей необычной «профессией», налицо явная личностная деформация вплоть до полного отключения эмпатии, но по книжке этим же активно страдают и в правоохранительных органах.

    Доблестная китайская опергруппа пытается поймать гениального преступника, но группе катастрофически не хватает своего L, который мог бы разгадать планы противника. Какими бы умными и наблюдательными ни были полицейские, преступник снова и снова обыгрывает их. Их очень жалко, ибо их обставляют с простотой и изяществом, достойными лучшего применения. Как говорится, при расследовании самое важное – не выйти на себя, а именно это у здешних полицейских, вместо реальной работы, получается лучше всего.

    ...Но – погружение в сюжет не самое сложное тут. Он может показаться запутанным (местами – слишком), но самое главное за чтением «Писем…» – запомнить имена и кому они принадлежат. У меня лично плохая память на необычные имена, а тут их целый вагон: Хань Хао, Ло Фэй, Дэн Хуа, Мэр Дэн, Хань Шаохун, Пэн Гуанфу, Сюн Юань и проч., и проч. Если вы всех запомнили, не запутались, кто есть кто, читая с листа, то вам нужно корону бумажную выдать. Меня же спасала озвучка Князева (всем советую), у него каждый персонаж говорит своим голосом, без него я бы, скорее всего, всякий раз спрашивала себя: а кто это? он уже был? он из полиции? жертва? подозреваемый?..

    В отличие от большинства полицейских романов, «Письма смерти» оставляют большой простор для споров о современной морали. Тут нет правильных персонажей, даже положительные полицейские отходят от своих принципов, из-за одной фатальной ошибки становятся на путь зла и все больше запутываются, оказываясь марионетками в руках маньяка. При желании поступки любого можно объяснить.

    В каком-то смысле эта история о том, как легко современный мир ломает людей, заставляя их делать то, что в иной ситуации они бы не сделали никогда.

    137
    3,1K