Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Человек, который был Четвергом

Гилберт Кит Честертон

  • Аватар пользователя
    Аноним25 июня 2021 г.
    Зло столь гнусно, что поневоле сочтешь добро случайным: добро столь прекрасно, что поневоле сочтёшь случайным зло.

    Я бы продолжила, конечно, что Честертон настолько хорош, что начинаешь сомневаться в реальности прочитанных дурных книг других авторов))
    А вся книга - сон, действительно сон с яркими эмоциями, впечатлениями и красками, с одуряющей красотой, абсурдными происшествиями и кошмарами такими, что пережить возможно только во сне.


    ...импрессионизм - так называют теперь предельное сомнение, когда мир уже не стоит ни на чём.

    Я не большой поклонник отца Брауна, свою любовь к Честертону я черпаю из других его произведений, поскольку они, на мой взгляд, интересней, шире, в них автор раскрывается более полно и откровенно. И при этом не теряет обаяния, юмора, образности, филигранного умения выстроить не только сюжет в целом, но и каждую мизансцену, не нагромождая лишних деталей и проходных сцен.


    Предместье было не только приятным, но и прекрасным для тех, кто видел в нём не мнимость, а мечту. Быть может, жители его не очень хорошо рисовали, но вид у них был, как говорят в наши дни, в высшей степени художественный.
    Юноша с длинными рыжими кудрями и наглым лицом не был поэтом, зато он был истинной поэмой. Старик с безумной белой бородой, в безумной белой шляпе не был философом, но сам вид его располагал к философии. Лысый субъект с яйцевидной головой и голой птичьей шеей не одарил открытием естественные науки, но какое открытие подарило бы нам столько редкий в науке вид? Так и только так можно было смотреть на занимающее нас предместье - не столько мастерскую, сколько хрупкое, но совершенное творение. Вступая туда, человек ощущал, что попадает в самое сердце пьесы.

    Книга на вечную тему борьбы добра со злом превращается в кошмарный сон о том, как добро пытается побороть несуществующее зло, являющееся собственно обратной стороной добра, а между тем, зло реальное где-то присутствует и конечно же строит планы, как победить добро, оборотной стороной которого оно является. Что особенно для меня ценно - Честертон не упрощает, не даёт читателю надежду на то, что добро обязательно победит, а зло будет наказано. Однако его уверенность в том, что хаосу необходимо противостоять, что именно это противостояние "мир спасёт" привлекает и будоражит, поскольку это не слезливый идеализм, а твёрдая убеждённость. И кстати, это всего только одна из тем, раскрытых в этой небольшой книжке. Вот где возможность рыться, копаться и погружаться в глубины для всех родов и видов исследователей и читателей, предпочитающих "задумываться"))
    И ещё хочу сказать, пьесу с одноимённым названием "по схеме Честертона" написал Сигизмунд Кржижановский, один из прекраснейших русских писателей начала двадцатого века, незаслуженно задвинутый "ценителями" на какой-то там "второй план".
    Последнее. Для меня лично любого рода ассоциации, возникающие в процессе чтения книг, являются совершенным наслаждением. Я не о примитивных отсылках к другим авторам или сюжетам, скорее о картинах, запахах, цветах, своего рода синестезии, возникающей крайне редко. Весь "Человек, который был Четвергом" читался под звуки "Волшебной флейты", конкретно увертюра и Марш жрецов звучали в каком-то углу мозга, ответственном за "связи с текстом". Это было незабываемо))

    7
    906