Рецензия на книгу
Сарторис
Уильям Фолкнер
Аноним23 июня 2021 г.История одной семьи
Осторожно, отзыв содержит небольшие спойлеры!
Уважаемая семья Сарторисов с юга США переживает не лучшие времена. Действие романа начинается с возвращения молодого наследника, Баярда Сарториса, с фронтов Первой мировой. Там он потерял брата-близнеца Джона.
Роман пропитан тоской по прошлому: ушедшим временам и людям. Тут и там звучат рассказы о безрассудных подвигах молодых южан во время Гражданской войны. Коллективная тоска по мифическому довоенному Югу смешивается с личной тоской Баярда Сарториса по времени, когда брат Джон был жив и они вместе творили безумные выходки.
На контрасте с «блистательным» прошлым, настоящее героев романа выглядит серым и безрадостным (первое название, «Флаги в пыли», отлично подходит произведению). Так называемая «нормальная жизнь» семейного человека не находит в Баярде отклика, не спасает от воспоминаний о брате. Сбегая от тоски, он с головой уходит в омут разных безумств.
Понятное дело, жизнь прошлым до добра не доводит. Надежду имеют смотрящие в будущее: тётушка Дженни и Нарцисса Бенбоу. Первая приходится младшей сестрой легендарному местному благодетелю — полковнику Джону Сарторису. Она презирает и славу и злой рок этого рода и печётся лишь о его сохранности. Нарцисса Бенбоу, жена Баярда, с её тихим, ненавистным мужу семейным счастьем, ростит сына и пытается оградить его от злой судьбы всех мужчин Сарторисов.
Интересное деление по гендерному признаку — Фолкнер ставит на женщин, с их рациональностью и долготерпением. А вот порывистые, безрассудные, ведущие себя по-детски мужчины, выполнив свой долг по продолжению рода, растворяются в том самом «героически-блистательном» прошлом. Их поглощают безумные идеи и пагубные страсти. Они замыкаются в тихой грусти и живут воспоминаниями.
Автору импонирует мужской мир с его безрассудством, подвигами, нелепыми поступками, нерушимой дружбой и братской привязанностью, что крепче любых брачных уз. С какой любовью Фолкнер описывает попойки, гонки на авто, охоту и драки в барах — эти истинно мужские штучки!
Но именно женщины, что хорошо видно по последним страницам романа, сохраняют мужской мир, дают ему возможность существовать дальше.
В тексте книги (ближе к концу) есть примечательный отрывок: Баярд Сарторис гостит в лесных угодьях семейства Маккалемов. Он вполне самодостаточен и тянет на отдельный рассказ, в котором чувствуется философия Генри Торо. Жизнь на лоне природы, ограничение потребностей самым необходимым, радости нехитрого быта. Возможно, это могло бы излечить душевные раны молодого Сарториса, если бы он принял такой уклад жизни, но Баярд упрямо возвращается в город и следует судьбе (этот вечный фатализм и упрямство Сарторисов!).
Фолкнер видит в природе не только врачующую, но и опасную, непонятную человеку силу. Природа была до человека и будет после. Посмотрите, например, описание холодной бессонной ночи, проведенной Сарторисом в доме Маккалемов. Какие атмосферные строки! Есть в них первобытный необяснимый страх человека перед огромным и непонятным окружающим миром.
«Сарторис» написан этаким «поэтическим» слогом: лирические цветастые описания, многочисленные отступления от основной сюжетной линии (рассказы, воспоминания). Словом Фолкнер владеет мастерски, начинал он как поэт и даже издал сборник стихов.3391