Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Кролики и удавы

Фазиль Искандер

  • Аватар пользователя
    Аноним12 декабря 2012 г.

    Кролики и удавы как модель социума

    В чем заключается предназначение литературы? (Помимо развлечения, конечно).
    Начнем издалека. Несколько последних тысячелетий мы живем в мире персональной ответственности за совершаемые поступки, а следовательно, каждому из нас приходится постоянно давать оценку множеству действий и ситуаций с морально-этической точки зрения – их соответствия принципам справедливости, добра и зла. Но чтобы провести такую оценку, необходимо не только иметь некую точку отсчета – свод этических правил, но и уметь выстраивать цепочку от этого свода до обыденной жизни. В подавляющем большинстве случаев человек не в состоянии самостоятельно выполнить данную работу и делегирует ее вовне. И тогда оказывается, что только два направления человеческой культуры - религия и литература (или кино, как визуализированная литература) - способны взяться за эту задачу.
    Религия идет путем табуирования – этого нельзя делать, это грех… А в ответ на вопрос - почему же нельзя? – отсылает к Священным книгам или словам Учителя, из которых следует система наказаний в этом или ином мире.
    Литература, моделируя жизненные ситуации, описывает моральные последствия поступков. Решил студент улучшить свое финансовое состояние путем убийства старухи процентщицы, и сразу же получает наглядную картину последующих душевных мук, от которых даже каторга кажется избавлением.
    И хотя методы у религии и литературы разные, цель у них одна – удерживать человека от агрессивности и «злых дел».

    Время действует подобно крупнозернистому наждаку, сдирающему с творчества писателя всю сиюминутную коросту и оставляющему в памяти потомков только выстраданное и эксклюзивное. На мой взгляд, таким сухим остатком от творчества Фазиля Искандера будет небольшая сказка-притча «Кролики и удавы».
    Так от чего же хочет нас уберечь Фазиль Абдулович?
    Не совсем понятно почему, но на Земле до сих пор главенствующими являются инстинкт выживания и стремление занять как можно больший ореол обитания. Поедаемые и поедающие виды пытаются найти точку равновесия, в которой и овцы не вымирают до конца и волки относительно сыты. Путем естественного отбора сложилось несколько путей достижения этого равновесия.
    Чтобы не растекаться мысию по древу, ограничимся только кроликами и удавами. На первой стадии эволюции удавы гипнотизируют свои жертвы и затем заглатывают их. Каковы могут быть стратегии выживания в этой ситуации у кроликов? Например, отращивание шипов, что делает невозможным их безболезненное проглатывание. Или постепенная выработка в себе токсинов, чтобы сожравшая кролика тварь загнулась от отравления, правда, желательно успев рассказать о причине своей смерти другим. В конце концов, можно просто сменить среду обитания, научившись летать (привет Татьяне Толстой с ее «Кысью»). Но это все длительные эволюционные сдвиги, требующие для своего проявления и закрепления сотни тысяч лет или, как минимум, ядерную войну. А если хочется здесь и сейчас и относительно мирными способами?
    Природа и здесь пошла навстречу пожеланиям своих подопечных, придумав методику опережающего размножения. Да, ты платишь неизбежную дань тебя поедающим, но при этом всегда остается небольшой запас выживших детей.

    Дальше...

    Искандер прекрасно смоделировал на примере кроликов и удавов все стадии сначала животной, а потом и социумной эволюции.
    Поедаемые, естественно, эволюционируют быстрее, с них и начнем.
    «Размножайтесь, размножайтесь и еще раз размножайтесь!» - призывает Король своих подданных. И те с усердием выполняют поставленную задачу, плодясь, буквально, как кролики. Но одних животных инстинктов со временем становится недостаточно и тут на помощь приходит идеология. Прежде всего, необходимо объяснить – почему удавы нас поедают? «Это ужасная несправедливость», - соглашается Король со своим народом, но тут же добавляет, что за эту несправедливость кролики пользуются «маленькой, но очаровательной несправедливостью, присваивая нежнейшие продукты питания, выращенные туземцами»: горох, капусту, фасоль. И если отменить одну несправедливость, то необходимо отменить и вторую.
    Но важно не просто оправдать существующее положение вещей, а еще и указать дорогу в светлое будущее. Вкуснейшая Цветная Капуста, над выращиванием которой бьются лучшие кроличьи умы – вот та земля обетованная, которой достигнут, если не дети, то уж внуки точно.
    Но, как всегда, находятся отщепенцы, сомневающиеся в официальной доктрине. У кроликов – Задумавшийся и его ученик Возжаждавший, у пресмыкающихся – Косой, не сумевший в себе усмирить жертву, и юный удав, быстро помудревший после заглота Задумавшегося и за это выгнанный в пустыню.
    Задумавшийся сомневается в традиции гипнотического завораживания жертвы и своей смертью подвигает ученика на решительные действия. Среди кроликов ширится движение за отрицание гипноза, а Возжаждавший даже готов в подтверждение своих слов пару раз пробежаться по удаву туда и обратно.
    С таким трудом достигнутый баланс стремительно рушится. Кролики, не моргнув глазом, сбегают от своих поедателей, а голодные удавы поставлены на грань вымирания.
    Но тут Удав-Пустынник находит новый действенный способ охоты методом обвивания и удушения. Возвратившись из ссылки, он быстро разбирается с изгнавшим его Питоном и, возглавив удавов, принимается за массовое внедрение новой методики. Равновесие вновь восстанавливается, а бедные кролики вновь вынуждены уповать только на опережающее размножение.
    Заканчивается книга всеобщей ностальгией по старым добрым временам.


    Интересно, что некоторые престарелые кролики, рассказывая молодым о прежней жизни в гипнотический период, сильно идеализировали его.
    • Раньше, бывало, - говорили они, - гуляешь в джунглях, встретил Косого - проходи, не останавливаясь, безопасной стороной его профиля. Или встретил Коротышку, а он на тебя и смотреть не хочет... Почему? Потому что бананами налопался, как обезьяна.
    • Раньше никто бы не поверил, - распалялись старые кролики, - чтобы туземцы использовали удавов против кроликов...
    • А выпивка? Чистый сок бузины даром раздавали, - вспоминали престарелые алкоголики, - хочешь - учись писать, хочешь - пей, твое дело.
    • Но вы забываете главное, - напоминал кто-нибудь, - при гипнозе, если уж тебе было суждено умереть, тебя усыпляли, ты ничего не чувствовал.
    • Одним словом, что говорить, - вздыхал один из старейших кроликов, - порядок был.

    Удивительно, что и старые удавы, делясь воспоминаниями с молодыми, говорили, что раньше было лучше. При этом они тоже, водится, многое преувеличивали.
    • При хипнозе как было, - рассказывал какой-нибудь древний удав, - бывало, ползешь по джунглям, встретил кролика: хлянул - приморозил! Снова встретил - снова приморозил! А сзади удавиха ползет и подбирает. А кролики какие были? Сегодняшние против тех - крысы. Ты его проглотил, и дальше никаких тебе желудочных соков не надо - на своем жиру переваривается. А сейчас ты его душишь, а он пищит, вырывается, что-то доказывает... А что тут доказывать?
    • Жили же, - мечтательно вздыхали младые удавы.
    • Порядок был, - заключал старый удав и после некоторых раздумий, как бы боясь кривотолков, добавлял: - При хипнозе...

    >
    (Привет Евгению Шварцу и его «Дракону»).
    ***
    Кажется вот оно – наглядное описание эволюции и последствий. Читай и задумывайся. Но, похоже, мы только и занимаемся тем, что наступаем на те же самые грабли, хотя и прекрасно знаем, где они лежат.

    11
    216