Рецензия на книгу
Täiesti tavaline perekond
Маттиас Эдвардссон
Аноним21 июня 2021 г.Чего-то мне в этой книге не хватило для высокой оценки. Вроде бы и тема интересная, неоднозначная, дающая повод для размышлений и дискуссий; люблю такие темы, на которые нет однозначного ответа на вопрос, что правильно в данной ситуации. Желание уберечь своего оступившегося ребенка, не дать бездушной машине правосудия совершить возмездие, сломав молодую жизнь и дальнейшие перспективы на благополучную судьбу - одна из их числа...
Возможно, дело в том, что в этой книге не нашлось ни одного героя, который бы вызвал у меня сколько-нибудь сильные эмоции, без них сложно сохранять интерес к происходящему, а без него, в свою очередь, сложно получить положительное впечатление от книги и высоко ее оценить.
Такой героиней могла бы стать Александра, мать Амины, подруги Стеллы. Но Александра в этой истории - абсолютно фоновый персонаж, о котором сложно вообще составить определенное мнение.
Среди остальных чуть больше симпатии вызывает Адам, отец семьи. Кто-то осуждает его за излишнюю чувствительность, даже слезливость, мол женщины в этой семье столько не плачут, сколько он. Но лично я не считаю женщин этой семьи эталоном, с которым стоит сравнивать, мать - эмансипированная особа, карьеристка-адвокатесса, с ранней юности выстроившая стену между собой и окружающими. Для нее жизнь - это бой, в котором непременно нужно победить. Дочь - типичный бунтующий подросток, путающий свободу и вседозволенность, не терпящий никаких намеков на давление и диктат. А Адам - пастор, человек убежденный, с четкими моральными принципами. Да, ему важна репутация его и его семьи, он не может позволить себе скандалов, связанных с его именем, иначе что он за пастор? А когда возникла необходимость выбора между собственными морально-этическими принципами и интересами семьи, в какой-то момент он почувствовал себя практически сломленным необходимостью подобного выбора, и мне сложно осуждать его в этот момент за проявление слабости, "парни не плачут" - не бесспорное утверждение, на мой взгляд.
Видела, что кто-то назвал Адама токсичным отцом за его манию контроля. Но она ведь не на ровном месте возникла, эта мания. Когда твоя дочь в 14 лет начинает пить, курить травку, общаться с сомнительными компаниями и не ночевать дома, любому нормальному родителю трудно сохранить самообладание. Это обратная сторона заботы, а не просто какое-то психопатическое желание держать под контролем каждый шаг своего ребенка.
Разве лучше ведет себя карьеристка-мать, у которой на первом месте работа, которая завидует близости мужа с дочерью, а сама больше привязана к ее подруге Амине? И это не моё впечатление, об этом говорит сама Ульрика. Необходимость проявить заботу о своем ребенке она почувствовала только тогда, когда случилась по-настоящему форсмажорная ситуация. Но и тут расчетливость и хладнокровие юриста без особого труда взяли у нее верх над нормальными материнскими чувствами. Чем не психопатия?
В такой "почти нормальной" семье как-то не приходится удивляться поведению дочери, Стеллы. Девочка импульсивная, вспыльчивая, своевольная и свободолюбивая, она страдала как от гиперопеки отца, так и от отстраненности матери. Но как-то не получается проникнуться к ней искренним сочувствием, мне сложно воспринимать агрессора как жертву. А Стелла агрессивна, цинична, часто груба, ее поведение отталкивает.
Как вишенка на торте - открытый финал. Казалось бы, автор расставил точки над "i" и дал ответ на вопрос "Кто убил Кристофера Ольсена?", но в эпилоге он решил сделать финт ушами и снова посеять зерно сомнения, кто же все-таки нанес Кристоферу смертельный удар? Вот не люблю я открытых финалов в книгах, которые не являются частью связного цикла. И за это тоже минус в итоговой оценке.
491K