Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Сладость на корочке пирога

Алан Брэдли

  • Аватар пользователя
    Аноним12 декабря 2012 г.

    На первый взгляд, «Сладость на корочке пирога» кажется идеальной книгой для того, чтобы нескучно провести свободный вечерок, воспаряя на крыльях авторской фантазии. Уютное чтение с таким, что уж таить, милым сердцу антуражем старой-доброй-Боже-храни-королеву-Англии. Все слагаемые книжного удовольствия (а с другой стороны – все штампы, которые только можно себе вообразить) налицо: тенистое поместье, маленькая деревушка с неизменной кондитерской, где на полке стоят банки с мятными леденцами, школа для мальчиков (куда же без нее!), чопорные и сентиментальные старушки-сплетницы, подверженные внесезонному сплину джентльмены, классические английские чудаки в ассортименте. В конце концов, постоянно упоминаемые в тексте королева Виктория и Диккенс. И детективная интрига в довесок, полная мрачных тайн прошлого.
    Казалось бы, что еще нужно для счастья? Но есть у «Сладости» один, но чертовски весомый недостаток – она полностью подчинена не логике жизни, но логике бога-автора, который незримо, но так явственно дергает за нитки персонажей-марионеток и меняет по своей прихоти яркие картинки, шаблонные для большей доходчивости, искусственные по своей сути. Как ни привлекателен антураж, он будто намалеван на картонках-задниках для детского самодеятельного спектакля, и вне изображенных автором пасторалей и интерьеров – лишь серая необработанная изнанка. Пустота.
    Хотя, в этом нет ничего странного, в конце концов, «Сладость» - художественное произведение, полудетский детектив, а не суровый реалистичный роман и не документальная повесть, от которой требуется четкое следование истине. Некоторая театральность, пожалуй, естественна и простительна. Но в мире существуют и роскошные эмоциональные постановки Эйфмана, и балаганные представления по три рубля за вход. Выражаясь фигурально, до сцены Мариинки книжке про Флавию как до луны.
    Кстати, о Флавии, этом гениальном ребенке с трудным характером, чей образ совершенно законно вызывает столько споров и сомнений в правдоподобности. Я ни на минуту не сомневаюсь в том, что десятилетний ребенок может быть развитым, проницательным и успешным в той области, которую избрал своей страстью. В силу своей энергичности и особого взгляда на вещи, не замусоренного пока условностями «реального мира», ребенок может, порой, дать фору любому взрослому. Флавия неправдоподобна не потому, что слишком умна для своих лет. Просто в ее чудном образе нет последовательности, она, как и все остальное в книге, слишком уж подчинена авторской воле. Ее слишком неумело дергает за ниточки кукловод-дилетант.
    И все же, несмотря на нарочитость, надуманность книги, несмотря на ее слишком явное желание понравиться, удовлетворить, разжечь, заманить в свои сети нагромождением шаблонов, «Сладость» не безнадежна. Существуй эта книга в далекие невинные времена, когда я зачитывалась серией «Детский детектив», восторгу моему не было бы предела. Мир поместья Букшоу по-своему уютен, и если не ждать от книги откровений, с ней вполне можно провести тот самый свободный вечерок.

    19
    68