Рецензия на книгу
Тобол. Много званых
Алексей Иванов
Аноним19 июня 2021 г.Существует ли современная классика?
Однажды мой брат задал вопрос «А что такое современная классика?» И я задумалась. Ведь классика для меня это, в первую очередь, произведение, проверенное временем и не потерявшее своей актуальности, где поднимаются те или иные нравственные и культурные вопросы. Где язык повествования состоит из сложных длинных предложений, наполненных словесными завитушками. Произведения, переведенные на другие языки и получившие признание иностранным литературным сообществом. Да, для меня это классика, однозначно.
Но что же такое «современная классика»? Есть ли все это у современных авторов? И тут мне в руки попал «Тобол» А.Иванова.
Такое цельное, монументальное, неспешное, глубокое и атмосферное произведение о Сибири - крае, наполненном суевериями и язычеством, где христианство только-только начинает находить отклик у малых народов; крае, где ищут последнее пристанище гонимые царем и церковью раскольники; крае, куда сгоняют взятых под Полтавой пленных шведов; крае, где несколько дней в году солнце не заходит за горизонт, но не всегда может пробиться сквозь дремучую тайгу. Это роман о людях, таких же твердых, суровых и непримиримых как Сибирь, но все же умеющих любить, сострадать и прощать.
Масштабность романа поражает. В нем находят свое место русские и шведы, китайцы и бухарцы, остяки и вогулы, джунгары и татары. Дипломаты и купцы, воеводы и солдаты, ученые и губернаторы. Детально прописанные персонажи, коих достаточно много в романе, настоящие, живые, не плоские. За ними следишь, переживаешь и им веришь. Веришь губернатору Гагарину, который забывает, где заканчивается его карман и начинается казенный, но с исконно русским размахом и широтой души застраивает и перестраивает Сибирь, на собственные средства снаряжает разведывательный отряд. Веришь старому архитектору Ремезову, строптивому и бескомпромиссному ко всем окружающим, но трепетному и душевному к своим книгам, картам и знаниям. Сопереживаешь близняшкам остячкам Айкони и Хомани, их трогательной истории поисков себя в этом жестоком меняющемся мире. Веришь Новицкому, митрополиту Филофею, братьям Ремезовым и многим-многим другим. Их судьбы ловко переплетаются на фоне бескрайних просторов малоизведанной тогда Сибири.
Мне лично доставляет огромное удовольствие чтение глубоко проработанных произведений, где каждая строчка наполнена любовью автора к описываемой теме. Это выражено в описании быта, обычаев и легенд народов Сибири. Иванов так тонко и проникновенно раскрывает этот край, что в него невозможно не влюбиться. Я долго задавалась вопросом это люди, населяющие Сибирь делают ее такой? Или это Сибирь влияет на характер персонажей? Видимо, это органичный симбиоз, одно просто невозможно без другого.
Каждая глава романа гармонично и естественно раскрывает местами бурное, местами ломаное взаимодействие сурового неизведанного края и человеческой души.
Если бы мой брат сейчас задал мне вопрос «что такое современная классика?», я бы положила ему в руки два тома «Тобола» и сказала, что для меня это однозначно классика, а там время покажет. Ведь великие реки текут медленно.
13714