Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Гробницы Атуана

Урсула Ле Гуин

  • Аватар пользователя
    psychodelily19 июня 2021 г.

    Маленькую Тенар забирают из дома, чтобы она служила в храме Безымянных богов. Она теряет своё имя и погружается в изучение ритуалов и танцев, слушая истории о том, как ее выбрали жрицей и что она делала в своей прошлой жизни – жрица всегда одна, и после смерти она перерождается в новом теле. Постепенно ей открывают истинное место ее служения – подземный лабиринт, гробница Безымянных, где вечно должна царить тьма.
    На удивление, эта книга мне понравилась намного больше «Волшебника Земноморья». Она кажется гораздо более мрачной и страшной – с её клаустрофобичной атмосферой подземных коридоров, вечной тьмой и забытыми богами. Это мир традиций и сурового однообразия: пустыня, тяжёлый труд, повторяющиеся ритуалы. Это также мир запретов: на территории храмов могут находиться только женщины и евнухи, в священном подземелье гробниц нельзя зажигать свет, а в сокровищницу лабиринта может войти только жрица. В такой обстановке растёт бывшая Тенар – Ара, что означает Поглощенная.
    Сцена инициации в пыльном и разрушающемся храме выглядела очень красиво и сильно. Единственное, что меня смутило, - это борьба двух фигур в белом и черном одеянии, я сразу подумала: «Это что, типа борьба добра со злом?». Не знаю, что на самом деле они символизировали, но, как потом оказалось, про борьбу со злом я-таки была права. Боги Ары безмолвны, но их ледяное присутствие ощутит любой, кто ступит на их территорию. Их уже почти никто не помнит, но им поклоняются по традиции, уделяя гораздо большее внимание другим богам. Безымянные вызвали во мне какой-то странный языческий восторг – ну нравятся мне зловещие безликие божества, что тут скажешь. Древние боги, древнее самой земли – я в деле, не говорите ничего больше. Правда, жрицей я была бы никудышной – меня бы ни за какие сокровища Каргада не заманили бы меня в эти тёмные коридоры. Как раз неописуемость Безымянных интригует и пугает больше всего. Непонятно, зачем они существуют и что с ними произошло, и нам этого не раскроют, пока, во всяком случае. Может, в других романах на это как-то прольют свет, но, честно, не хотелось бы. Пусть эта тайна так и остаётся во мраке.
    Я не могла оторваться от путешествий Ары по лабиринту: это место пленяет своей жуткостью и вызывает (самоубийственное) желание туда попасть. Написаны эти тёмные сцены очень ярко (простите за калмбур), всё ощущаешь на своей шкуре – холод подземелий, тьму и страх. Это владения Ары, и она знает их почти как свои пять пальцев, но что-то скребётся внутри, проявляясь только в кошмарах, что-то подсказывает ей, что эта обитель чужеродна Аре, что она – нечто большее, чем переродившаяся жрица. После происшествия с преступниками в душе Ары возникает трещина, закрадываются сомнения – она ещё не вполне их осознает, но они есть. Именно этого ожидаешь увидеть дальше: отчаянную борьбу между навязанными идеалами и тем, что тебе говорит чутье, самая твоя суть.
    Всё начало портиться после сцен с узником в лабиринте: почему-то я ожидала более трагичного и неоднозначного развития этой истории. Но когда поняла, что узник – спойлер – это Гед, то мои надежды на интересную драму не оправдались. «Сейчас он направит её на путь истинный и всё будет хорошо», закатывала я глаза. Дальше – скучнее: конечно, в Аре, которая начинает сомневаться в своё жреческом предназначении, пробудится жалость к Геду, конечно, Гед будет разглагольствовать о добре и зле и – спойлер – убежит вместе с Арой, ой, то есть теперь опять Тенар из этого проклятого богами места. Злые люди погибнут, гробница будет навеки, кхм, погребена под землёй. Зачем Безымянным жрица, если они могут найти себе место среди ненависти в сердце каждого человека? Тенар, конечно, ещё будет колебаться и размышлять о том, чего она хочет на самом деле, но это будет не очень долго. Хотелось бы увидеть гораздо больше метаний и сомнений, глупых поступков и ошибок, а так переход на светлую сторону вышел слишком быстрым и предсказуемым. Хотелось увидеть больше размышлений о том, что взросление – это тяжелая и противоречивая штука, и перемены в себе достигаются тяжело. Легко девочка распрощалась со своей бывшей жизнью.
    Про остальных персонажей даже особо сказать нечего: мудрый и скучный Гед, злая и однобокая Коссил, простодушная подружка, заботливый Манан. Если бы истории дали больше времени и пространства для развития, то, может, они бы запомнились лучше. Меня не смутило медленное развитие событий в начале, я, напротив, почитала бы ещё про обычаи и ритуалы священного места, узнала бы получше про его обитателей. А так всё выглядит достаточно скомканно.
    В «Гробницах Атуана», как и в «Волшебнике Земноморья», не хватает взрослости и «серости» персонажей. Да, я понимаю, что книга рассчитана на детскую и подростковую историю, но всё же. Этот недостаток, конечно, щедро восполняется мрачной атмосферой и детально прописанным волшебным миром, но всё же в конце остаёшься немного разочарованной.

    5
    589