Рецензия на книгу
О дивный новый мир
Олдос Хаксли
Аноним19 июня 2021 г.Прекрасно написанная, очень дискусионная и странноватая книга... о которой мне почти нечего сказать, потому что я в неё не верю.
То есть, даже оглядываясь на заданные автором условия мира, история как будто рассыпается на части, если начать задавать вопросы. А для того, чтобы в книгу "вжиться", к её событиям, её героям нужно проникнуться читательской верой.Судя по всему, Хаксли создавал полотно об ужасах мира без естественных человеческих чувств - без любви, привязанности и страданий. И в самом деле, никто здесь не страдает. И читатель, надо сказать, тоже. За обитателей этого мира он не слишком переживает: неплохое ведь место для жизни получилось. Ни тебе войн, ни голода, ни болезней, ни дряхлой старости, ни социальной неустроенности - все выращены в соответствии с потребностями общества, запрограммированы любить свою деятельность и наслаждаются не только отдыхом с обильными увеселениями, но и своей работой. Мы-то сами тоже рождаемся с разными способностями и разными возможностями, но вот никто не шепчет у кроватки будущего дворника аффирмации с посылом на любовь к пробуждению в четыре утра, скрипу метлы и выживанию на три штуки в месяц.
Так что общество, конечно, тепличное, поверхностное, мало- или вообще бескультурное - наследие мировой культуры ведь состоит из сплошных запрещённых и непонятных здесь чувств, а уж сколько страданий... И ничего, люди всё равно как-то развлекаются, слушают абстрактную музыку, смотрят странные фильмы и знать не знают, чего лишены, а потому, опять же, не страдают. Институт семьи тоже остался лишь в истории, а это был тот ещё источник бед. Но детей теперь растят в пробирках, мужчины и женщины достаточно независимы, даже равны, а секс и разговоры о нём полностью десакрализированы - ни недоувлетворенности, ни насилия, ни вынужденных браков "по залёту". И от комплексов практически все избавлены. Не самое плохое будущее.И я бы лучше ещё углубилась в систему мироустройства, но тут в дело вступили персонажи, и всё стало плохо.
Парень из высшей касты, пусть немножко не удавшийся внешне, не дотянувший до "породы", внезапно проявляет качества, которых у него не могло быть по условиям воспитания в этом обществе. Его вдруг коробит лёгкое отношение друзей к сексу с девушкой, которая ему нравится. Хотя аксиома "все принадлежат всем" вроде как базовая в этом мире. При этом у него самого отношение к девушке тоже не какое-то особенно человеческое по нашим меркам, и её желаниями он совершенно не интересуется. В какой-то момент Бернард начинает "давать сбой" и что-то чувствовать, но это быстро заканчивается. Эта история не о внезапно проснувшемся самоосознании у генетически заточенного индивидуума.
Она оказалась о культурном шоке и невозможности интеграции, и для этого в сюжет был введён Дикарь - самый нелепый и карикатурный персонаж, который окончательно добил мою веру в книгу.
Живя в резервации, среди малообразованных и низкокультурных людей, в обществе не очень умной матери, воспитанной по нормам "большого мира", он зачитывается Шекспиром и внезапно понимет смысл всех слов и языковых нюансов. Мать пела ему воспитательные формирующие установки, но почему-то совершенно не проинформировала о мироустройстве, и многие поступки Дикаря противоречат элементарным нормам. В результате он требует от девушки, выросшей в пробирке, соответствия своим надуманным идеалам и страшно ругается на неё, когда ей это оказывается не по силам. Уж куда проще было бы "заразить" своими фантазиями девушку в резервации. Бедный старик Шекспир смотрится здесь натужно и пафосно, даже при всех параллелях с Отелло.Вопрос о счастье как высшей ценности, конечно, очень интересен. Ощущают ли люди нового мира это счастье, если никогда не испытывали его противоположности, никогда не знали нужды и недостатка в чем-либо? Это, скорее, просто отсутствие несчастья. Но подискутировать об этом хотелось бы в компании более интересных персонажей и более связного сюжета.
161K