Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Три товарища

Эрих Мария Ремарк

  • Аватар пользователя
    Igorevna11 декабря 2012 г.

    Ремарк беспощаден – он бьет с размаху, хлестко, жестко, отрезвляюще, он не дает возможности читателю примерить розовые очки, расслабиться, он толкает его в ту жизнь, в тот мир, свидетелем и участником которых был он сам, и в то же самое время, он не опускается до банального, пошлого нытья и жалоб на судьбу, рок, провидение или кому еще там принято у неудачников предъявлять свои нескончаемые претензии.
    Его герой, человек, прошедший ужасную войну, израненный душевно и физически, ставший в свои тридцать лет глубоким стариком; человек, пытающийся заполнить бесконечную пустоту каждодневными, однообразными занятиями и дурными привычками, приносящими мимолетное, кажущееся удовлетворение, находит утешение, поддержку, защиту, если хотите, лишь в своих фронтовых друзьях и милой Пат. Да и все эти четверо – дети своего времени, слишком рано повзрослевшие, слишком много повидавшие и пережившие, становятся друг для друга нерушимой опорой и не счастьем, конечно (оно для них априори невозможно), но проблеском света в холодном, мрачном и опасном мире. И даже неказистый старина Карл, будто почувствовав просветление, мчится по дорогам, лихо обгоняя самых быстрых и проворных соперников.
    Однако это временное затишье не может длиться вечно, на протяжении всего повествования подспудно чувствуется ожидание чего-то ужасного, трагичного, непоправимого. И вот убивают Ленца, Германия, зараженная фашизмом, находится на пороге войны, Пат при смерти. Потери и страдания неотвратимо возвращаются в жизнь теперь только двоих товарищей, выдержке, мужественности и бесконечной преданности которых не устаешь поражаться. Поражает и последняя душераздирающая сцена, написанная почти что буднично, очень сухо, как простая констатация фактов, за которой кроются нестерпимые муки и скупые мужские слезы, которые многие, как и сам герой, предпочитают прятать.


    – Хочу остаться один, – говорю я.

    – А не следовало бы сперва… – говорит кто-то.

    – Нет, – отвечаю я. – Уходите, не трогайте.

    Потом я смыл с нее кровь. Я одеревенел. Я причесал ее. Она остывала. Я перенес ее в мою постель и накрыл одеялами. Я сидел возле нее и не мог ни о чем думать. Я сидел на стуле и смотрел на нее. Вошла собака и села рядом со мной. Я видел, как изменялось лицо Пат. Я не мог ничего делать. Только сидеть вот так опустошенно и глядеть на нее. Потом наступило утро, и ее уже не было.


    БЕЗУПРЕЧНО КРАСИВО, БЕСКОНЕЧНО ГЛУБОКО, БЕСПРЕДЕЛЬНО ГОРЬКО И СКОРБНО. БРАВО!

    12
    16