Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Луна и грош

Сомерсет Моэм

  • Аватар пользователя
    Can_be_fun10 декабря 2012 г.

    Насколько сильно меня отталкивало начало книги, настолько же крепко оно завладело моим вниманием к концу. Моэм – удивительный манипулятор! Он чертовски убедителен, но добивается этого эффекта постепенно.
    Рисуя впервые какого-то героя, Моэм, конечно, дает нам внешний портрет этого человека, но завершающий штрих он наносит одной-единственной деталью. Он как будто вертит перед носом этим персонажам, демонстрируя каждую его сторону, но потом находит исключительно важную грань характера и увеличивает ее многократно. И вот перед нами уже не просто жена Стрикленда, хорошая домохозяйка и отличная мать, но стойкая, мужественная и самостоятельная женщина, нерастерявшаяся в сложной ситуации. Моэм нарочито описывает героев немного однобоко, чтобы читатель запомнил героя именно таким, потому что автор редко возвращается к прошлому.
    Здесь главное исследование – сам Чарльз Стрикленд и его genius, в который никто не верил и который немногие поняли. И вообще, говоря о знаменитых художниках, Моэм приписывает им талант, но не Стрикленду, нет. Он особенный. Но так до конца книги и невозможно понять, в чем же заключается эта его мудреная особенность, заставившая бросить жену и детей. Ни одна из картин не описывается подробно и детально, лишь упоминается, что работы не могли оставить зрителя равнодушным: либо полное отвращение, либо щенячий восторг. Знакомя читателя с этим персонажем, Моэм постоянно подчеркивает его обыкновенность, непримечательность (commonplace). Это замкнутый человек, вечно избегающий тягот светской жизни; да и как семьянин он тоже не состоялся. Но одно желание булавками колит его душу, заставляя поддаться искушению и уехать неизвестно куда без средств на существование. Чарльзом целиком завладела страсть рисовать, которую он не может понять и объяснить, а на все вопросы отвечает: «Я должен рисовать». И этому долгу он верен до трагического конца. Как человек он совершенно ужасен: эгоист, циник, жестокий персонаж. Но даже у него, оказывается, есть свой крептонит – необъяснимо преданная любовь Аты, женщины, посвятившей себя служению Стрикленду. Только ради того момента, где по лицу Чарльза текут слезы, стоило читать весь роман, борясь со своим негодование и отвращением к половине персонажей.
    Мне совершенно неинтересен образ друга рассказчика – мистера Строва. Это, видимо, карикатура на художника, который, не владея и каплей таланта, был популярен и чьи картины пользовались спросом. Мне не нравится его жена (Бланка), которая постоянно впадает из крайности в крайность: то она такая вся спокойная, любит своего неуклюжего мужа, то категорично избегает его и презирает за жалость, с которой Стров некогда приютил Бланку. Вся эта галерея персонажей нужна лишь для того, чтобы продемонстрировать отношение людей к творчеству Стрикленда. Многие находили его картины отвратительными, но находились такие, кто видел в них смысл всей жизни и даже больше.
    Финальная сцена производит поистине потрясающее впечатление. Я догадывалась, что Стрикленд обязательно умрет, это ощущение появляется практически с первых глав. Но я совершенно не ожидала такого поворота событий. Моэм ставит жирную точку в теме художника и искусства. Для него очень важно понять мотив этого сжигающего желания – творить. Он задается вопросом о настоящем художнике, идеальном, который работает не денег и славы ради, но лишь для того чтобы не сойти с ума от переполняющей его красоты, что хаосом гнездится в его душе и нуждается в упорядоченности на холсте. Искусство – как освобождение, ради которого художник сгорает изнутри, пока окончательно не погаснет во имя последнего шедевра.

    15
    74