Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Эпоха сверхновой

Лю Цысинь

  • Аватар пользователя
    Аноним14 июня 2021 г.

    Концы в воду

    Гейман назвал бы "Эпоху сверхновой" литературной гипотезой первого типа: "Что если?"
    Интересная гипотеза, неинтересная история :( Но все равно заслуживающая внимания.

    Лю Цысинь – сложный для меня автор, спорный, неоднозначный. С одной стороны, меня интригует азиатская канва, увлекает свежесть некоторых его идей, восхищает отсутствие страха перед масштабом. С другой стороны – удручают то ли писательские навыки, то ли авторский стиль, то ли незнакомая мне восточная литературная традиция в принципе. Я не знаю, в чем кроется загвоздка, могу ли я назвать его хорошим литератором. Но это определённо яркий фантазер, Выдумщик с большой буквы, мысленно рвущийся в будущее. А устремляется он туда с целью подвести некий итог. И в цикле "Память о прошлом Земли", и "Эпохе сверхновой" прослеживаются одни и те же попытки автора творить "сверхисторию". А ещё обыгрываются фантазии на тему квантового компьютера, присутствия человека в мире виртуальной реальности и масштабное воздействие сил Космоса на крохотных жучков вроде нас.

    Но.., так же, как и в "Памяти", самые интересные концы опускаются в воду. Компьютер так и остаётся богом из машины, и идея высокоэффективного центрального управления государством теряется где-то на первых страницах. Компьютер, который мог бы стать богом, по-настоящему присутствующим в жизнях людей и действительно внемлющий молитвам. Ах, какое начинание утоплено!
    А прямая демократия с ее виртуальными гражданами?! На этой идее можно было бы возвести весь мир будущего. Но нет, в топку. Разовая функция.
    Каждое его "что если" достойно полноценного развития, но по непонятной мне причине автор отбрасывает свои гипотезы как наскучившие игрушки и фокусируется на одной-единственной идее книги – на Играх, в которые играют дети.

    Перед нами социальная фантастика со вставками научной и элементами мокьюментари. Последний поджанр расцветает буйным цветом в эпилоге, в котором Цысинь упоминает даже себя самого. А ещё – свою гипотетическую дочь, пишущую альтернативно-историческую книгу под названием "Большое Если". Наш рассказчик, безымянный историк, высмеивает ее далёкий от научного труд. Эдакая рекурсивная самоирония.
    Но опустим специфическое чувство юмора автора, вернёмся к нашим баранам.

    Итак, автор обыгрывает мир детей, которые тоже хотят играть. Фантазирует о том, какое место в этом мире займут и какую форму примут государственное управление, геополитика, развлечения и спорт, образование, труд. Но фантазирует он как-то очень узко, потому что важнейшие, фундаментальные вопросы мироустройства не сводятся к одной лишь политике в сферическом вакууме. Со свойственным ему размахом, Цысинь не боится играть судьбами целых стран и сотнями тысяч жизней, но детали, как обычно, остаются очень схематическими и карикатурными. Чего стоят собирательные образы наций в лице глав государств! Умный, здравомыслящий, почитающий мудрость предков Китай. Прекрасная лицом, но инфантильная, глупая, чертовски алчная, помешанная на оружии Америка – ребенок с огромной пушкой, шлепающийся на задницу после каждого выстрела. Чопорная и смехотворная Европа, которая предстаёт в виде единого государства, потому что по отдельности ее страны едва ли стоят внимания господина Лю Цысиня. И, конечно, практически не получившая экранного времени, но особенно бессмысленная и беспощадная Япония, представленная кровожадными дегенератами.
    Я пыталась не обращать внимания на эту политоту для самых маленьких – в конце концов, это художественный вымысел, но как же это топорно было подано!

    Отдельным пунктом хочу выдвинуть ещё одно обвинение. Автор берется перекраивать целый мир, а эта работа подразумевает проработку всех основных  мировых тенденций. И есть одна из них, очень и очень значимая, которую невозможно было не затронуть (если, конечно, ты действительно пытаешься нарисовать картину мира), но Цысинь обошел ее стороной. Речь о религии и ее влиянии... вообще на все. Религия, как духовная опора, и церковь, как коррумпированный орган. Они сохранились? Исчезли? Можно только гадать, отталкиваясь лишь от единой фразы президента США "Боже, храни Америку". А как насчёт радикальных религиозных формирований? Перевелись ли фанатики? А что насчёт фундаментализма и традиционализма? А места женщины (девочки) в новом мире, где нет института семьи? Где нет такой роли, как муж и господин. Получили ли девочки глубоко религиозных стран свою эмансипацию? Впрочем, если судить из контекста, автор и сам отводит женщинам довольно традиционные роли – матери, воспитательницы, красивой куклы. Ещё одна тема непростительно упущена :/

    Подводя итог, скажу, что это хороший материал для небольшого сериала. И если  эти идеи преподнести талантливому сценаристу, который сможет их развить как следует и напишет интересную историю, "Эпоха сверхновой" может стать шикарным фантастическим проектом. Но в том виде, в котором она существует сейчас, я даже не могу ее смело рекомендовать к прочтению. Разве что в качестве пищи для размышлений, но не увлекательного произведения.

    4
    308