Рецензия на книгу
Klara and the Sun
Kazuo Ishiguro
Madame-Butterfly14 июня 2021 г.О людях и роботах
Новейший роман от лауреата Нобелевской премии по литературе Кадзуо Исигуро. "Не отпускай меня" - одна из моих любимейших книг, поэтому пройти мимо "Клары и Солнца" было никак невозможно.
Новая работа автора получилась очень созвучна тематике "Не отпускай меня", да и композиционно выстроена похоже. Не вдаваясь в разъяснения, автор мягко погружает читателя в некое футуристическое общество, которое мы начинаем познавать через восприятие андроида, робота или, если хотите, искусственного интеллекта, которых создают специально для подростков. Они так и называются - ИД или ИП, Искусственный Друг или Подруга. Пока Клара находится в магазине, она старается наблюдать и познавать мир по мере возможности, чтобы стать лучшей и полезной подругой подростку, который её выберет. И однажды девочка по имени Джози замечает Клару в витрине и обещает непременно вернуться за ней.
Невероятно интересно следить за ходом мыслей Клары. Она -искусственный разум, который по определению должен быть холодным, рациональным и логичным, но тем не менее, её размышления не лишены наивности, трогательности и, как ни странно, человечности. Работающие от энергии Солнца, ИД и ИП стремятся всегда быть ближе к свету. Клара замечает всё: как солнечный свет влияет на настроение людей на улице, как свет делает окружающий мир радостнее и полным красок. Она делает вполне логичный вывод, что и для людей Солнце - источник сил и энергии, что его свет может быть живительным и спасительным не только для андроидов.
Исигуро ничего нам не объясняет, но просто позволяет следить за наблюдениями Клары. Она учится понимать людей, которые её купили, а заодно и окружающий мир. Так и мы, читатели, начинаем понимать, что этот мир будущего таит опасности, незаметные на первый взгляд. Подростки в этом мире делятся на форсированных и нефорсированных. Форсированные имеют все шансы поступить в престижных ВУЗ и найти работу "хорошего уровня". Нефорсированных вообще не во все ВУЗы принимают (но можно попробовать пройти "по блату", помните, такое выражение?). Но есть одно но. У форсированных детей слабое здоровье, а некоторые вообще умирают. Проблемы со здоровьем вынуждают таких детей проводить много времени дома, учиться дистанционно, что не может не влиять на социальные навыки. Поэтому, видимо, высокий спрос на искусственных друзей.
Роботы действительно становятся прекрасными и преданными друзьями своим подросткам: они умны, наблюдательны, эмпатичны. На что еще они способны, с их невероятной способностью запоминать, имитировать, изучать? А нельзя ли "продолжить" погибшего, умершего человека в андроиде?Исигуро, как всегда, великолепен. Его роман можно разворачивать под ярким солнечным светом то одной, то другой, то третьей гранью, которых на самом деле множество, и каждый раз видеть его по-новому. Размышления ли это о возможном будущем? Антиутопия? Предупреждение? А может, сказка-притча? Или это роман об одиночестве, настигающем человека с развитием технологий? Или вечная тема Человек против Искусственного Разума? И что делает человека человеком? В чем наша уникальность, каждого по отдельности, и есть ли она? А может, мы все заменяемы, достаточно изготовить нашу точную копию, которая будет ходить, говорить, даже мыслить, как мы, и этого будет достаточно, чтобы жить и уберечь от горя близких?
Люблю Исигуро именно за это: в рамках фантастического, но пугающе реалистичного романа он всегда сосредоточен на людях, на проблемах этических, на вечных вопросах.
И если в романе поднимается вопрос о "роботизации" человека, то, наблюдая за действиями Клары, невольно задумываешься об "очеловечивании" робота. Её слепая вера в Солнце может быть соотнесена с религией, казалось бы, категорией иррациональной, противной самой сути механической машины. Но однако, вера Клары, как мы видим, основана на понятной ей логике. А если андроид способен верить, надеяться и жертвовать собой, не может ли статься, что он уже почти человек? И всё-таки Клара, со свойственной ей проницательностью, приходит к единственно возможному выводу: "Мистер Капальди считал, что в Джози нет ничего совсем особенного - того, что не продолжается. Он сказал Маме, что искал, искал и ничего такого не нашел. Но я сейчас думаю, что он искал не там, где надо. Было что-то совсем особенное, но не внутри Джози. Оно было внутри тех, кто любил её."
Именно поэтому Клара не ропщет, не противится тому, что неизбежно должно случится. У неё не появляется даже мысли о несправедливости такого исхода. Она - всего лишь вещь, как любимая кукла, с которой ребёнок не расстается, пока не повзрослеет.Несмотря на серьезные философские темы, которые поднимает Кадзуо Исигуро в своих романах, его книги, как бы они ни заканчивались, полны удивительной теплоты и бесконечной тихой грусти. Может быть именно потому, что его герои - не борцы, но самоотверженные последователи установленной системы, способные на высочайшую жертву, но относящиеся к этому, как к должному, как к смыслу своей жизни и своему предназначению.
Содержит спойлеры7159