Рецензия на книгу
A Clockwork Orange
Anthony Burgess
Аноним7 декабря 2012 г.До забавного давно мне хотелось прочитать эту книгу. Лет с 16, года 4 назад, зародилась подобная мысль. И вот что я вам, господа хорошие, скажу: как же я блин счастлив, что идея эта тогда благополучно загнулась, и книга не прошила мой мозг, не пропустила его через целую мясорубку повествования героя, который возвел зверство в ранг философии. Потому что это ужасная книга, это травмоопасная книга, от нее, мягко говоря, взвыть хочется. А рукой, на всякий случай, еще и дробовик нашарить.
Правда, диссонанс с четырьмя звездами? Вот такой странный "парадокс Берджесса". Но к нему я вернусь позже, сначала к главному.Никогда еще герой книги не вызывал у меня такого устойчивого желания задушить его. И никогда еще я не желал герою книги чего-нибудь похуже на следующей странице. А я, надо сказать, достаточно мирный и миролюбивый человек, для меня чувство ненависти такой силы - это действительно что-то из ряду вон выходящее. И это - плюс Берджесса.
Никогда еще книга не возмущала меня до такой глубины души, не вызывала такого отвращения, не казалась такой нарочито-несправедливой, наивно-фальшивой. О да, образ главного героя фееричен до желания вывезти его (можно с koreshami заодно) на необитаемый остров и сбросить на них атомную бомбу. Боже мой, да наш скромный повествователь, кажется, даже не способен проводить простейшие параллели, которые каждый, казалось, должен бы усваивать еще до первых слов. Нет представления даже о такой удивительно простой истине, как "зуб за зуб". Это же первый звериный закон, господин повествователь, вы должны бы его с molokom впитать, это же ваш родной закон, стайный, так что же вы, чтоб вас, не используете его?! И ведь действительно, Алекс искренне возмущен тем, что kashki в библиотеке нападают на него, что родители от него отвернулись, что полицейские жестоко обращаются.. Во время чтения этой книги особенно часто хочется спросить: "Где твоя совесть, мальчик? Где глаза? Неужели же ты совсем ничего не видишь?". О чем наш скромный повествователь сожалеет, когда его "лечат"? Единственное - что ролики сопровождает музыка! Как это возможно? Куда пропала целая цепочка рассуждений, которая должна бы предшествовать этому выводу, как вообще душа может быть атрофирована настолько, чтобы воспринимать музыку, но быть неспособной к таким простым человеческим чувствам, как страдание и сострадание? Не понимаю и не могу понять. И в этом, наверное, тоже плюс Берджесса.
Никогда я еще не задумывался настолько сильно о том, что же за герой передо мной. Цепочка рассуждений такова: он совершенно точно не человек, это какая-то биологическая ошибка, что он в теле человека. Он даже не зверь - даже у зверей бывает, что собака знает, за что ее бьют, да и в большинстве случаев у зверя есть цель - выжить. И вы знаете, я пришел к выводу, что наш скромный повествователь - овощ. Самый настоящий душевный овощ, потому что душа у него как-то очень похожа на мертворожденную. Что должно быть отбито у человека, если он спокойно думает о том, что его сын может кого-то изнасиловать, даже просто быть таким же, как он?
И ведь самое страшное, что сын, вполне возможно, таким и будет. Страшно даже само представление масштаба, сколько таких цитрусовых может находиться рядом, встречаться на улице. И в такие моменты даже такие пацифисты, как я, начинают настойчиво думать о дробовике.А теперь о "парадоксе Берджесса". Я бы выразил его примерно так: эту книгу в первый момент хочется сжечь. Ровно до тех пор, пока ты не поймешь, что тебя не привязывали к креслу, не надевали обруч на голову, не оттягивали веки, заставляя читать, а вместе с тем ты успел получить достаточно качественную прививку от насилия. Главное повременить с киданием книжки в огонь, смириться с тем, что с тобой произошло. Научиться жить с этим.
И убрать дробовик.2365