Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Облачный атлас

Дэвид Митчелл

  • Аватар пользователя
    Аноним6 декабря 2012 г.

    О этот момент, когда все бегут читать и смотреть, а за ними идешь ты и не понимаешь, чем рождено такое любопытство, которое сгорает на первых страницах или кадрах, а потом человек ходит и всем рассказывает, какая это фигня. А все почему - побежал за остальными, не посмотрев, подходит ли ему и фильм, и книга.

    Я из породы тех, кто больше всего любит возможность пожить чужими жизнями в чужих мирах, я из тех, кто ведется на быт, детали, образы, идеалы, следствия - все, что составляет для человека жизнь, и пусть в книге будет немного размышлений или философии, я хочу, в первую очередь, чтобы она показала мне других людей, отличных от меня.

    Оговорюсь сразу, я сперва смотрела фильм, не зная даже, что существует книга, и только потом увидела эту надпись. Для меня это первый раз, когда я сначала смотрю, а потом читаю, и заранее хочу сказать - это единственный известный мне случай, когда фильм дополняет книгу и наоборот. Потрясающий тандем, идеальный подбор актеров, точная выборка нужных сцен и все это в незаметных трех часах, после которых читать книгу приятнее, проще и легче воспринимать, не путаясь, кто есть кто.

    Книга построена визуально очень красивого, пирамидой от старого к самому новому времени. В каждой части прослеживается связь с предыдущим, будь то сам сексет, или напечатанная книга, подпирающая кровать, или журналистское расследование, попавшее в руки издателя от девушки, слушавшей секстет и разбирающей дело друга его автора, и фильм о жизни издателя, который посмотрит в далеком будущем прислужница-кореянка, и ее образ в качестве богини тогда, когда Цивилизация нашла свой конец. Так цепочкой проходит история от одного к другому, влияя на другие жизни, изменяя поступки и связывая прошлое с настоящим.

    Не ждите, что эта книга вызовет у вас определенную эмоцию. Что-то вам будет противно, например, насилие различном виде, отвратительно, как убийство птицы, смешно, как милый побег старичков из дома престарелых, интересно, как университет будущего, романтично, как признание Айзека, непонятно, как мир Закри, - слишком много эмоций, потому что эта книга обо всем, о жизнях разных людей и разного времени, и чтобы объединить их, потребовался огромный талант писателя, до деталей изучившего все, чего он коснется. Талант заключается в том, что Митчелл бесстрашно принялся описывать то, что было, следуя деталям истории, и тут же рискнул писать совершенно новое будущее, соединяя не только в себе исследователя, но и новатора.

    Я не могу уверенно сказать в общем, что мне понравилось так уж сильно. Без фильма я бы читала еще дольше, разбираясь. Я начинала со смутного равнодушия к Юингу и презрения к Фробишеру, которого не одобряю всей душой, что его поступки, что его мысли, он мне стал глубоко несимпатичен, растущая симпатия к Луизе Рей и слезы, когда Айзек пишет в своем блокноте признание, удовольствие от острого ума Кавендиша, когда я записывала за ним упомянутые фильмы и рассказы, которые хотела бы потом прочесть, любопытство в мире Сонми, которая кажется мне естественной служанкой, с которой ничего иначе в конечном счете произойти не могло, и хотя там в самом деле нет романтики, нарисованной нам в фильме, оно в самом деле того стоит, и, наконец, Закри, чья история оказалась мне ближе всех. Это удивительное свойство "Атласа" - каждый найдет в этом что-то свое.

    Я искала определение тому, что такое "Атлас". Впервые о нем говорит Закри, об истинном смысле этого выражения:


    Кто может сказать, откуда приплыло это вот облако аль кем станет эта вот душа завтра? То'ко Сонми есть и восток, и запад, и компас, и атлас, ей, единственный атлас облаков.


    Вся история "Облачного атласа" напоминает мне бесконечный хаос истории, в котором, однако, несколько звеньев оказались связанны. Думаем ли мы о том, что однажды наши действия окажутся решающими для кого-то другого, а сами мы при это ориентируемся на знакомое прошлое? Во всей книге был лишь один момент, который указывал не только на логическую связь, но и на душевную - когда Луиза узнает мелодию, которую никогда не слышала. Скорее всего, это близость людей, не реинкаранация, но отражение того, кто должен одержать личную победу в отрезке отведенной ему жизни. Никто не знает, кто с кем будет связан в этом потоке истории, но в конечном счете где-то обязательно будет такой план Судьбы.


    Всего лишь три-четыре раза в юности довелось мне мельком увидеть острова Счастья, прежде чем они затерялись в туманах, приступах уныния, холодных фронтах, дурных ветрах и противоположных течениях… Я ошибочно принимал их за взрослую жизнь. Полагая, что они были зафиксированным пунктом назначения в моем жизненном путешествии, я пренебрег записать их широту, долготу и способ приближения к ним. Чертов молодой дурак! Чего бы я сейчас не отдал за никогда не меняющуюся карту вечного несказанного? Чтобы обладать, по сути, атласом облаков?

    Что добавляет Кавендиш к тому, что начал рассказывать Закри? У людей, связанных этой картой, все равно останется свой выбор, который они сделают или не сделают, и как бы всем ни хотелось однажды узнать, что было бы, если, это будет скрыто от человеческих глаз. И все же, вероятно, где-то есть не только предначертанность, но и множество описанных вариаций, направлений, север, юг, запад и восток того, в какую сторону мог отправиться этот важный для будущего человек, связанный с прошлым.



    Музыка всей жизни, приходящая разом. Границы между шумом и звуком суть условности, теперь я это понимаю. Вообще все границы — условности, в том числе и между нациями. Человек может перейти через любую условность, если только вначале он в состоянии это замыслить.

    Не думаю, что в конечном итоге нужно будет заключить для себя собственное понятие "Облачного атласа", я все же склоняюсь к мысли, что, прочтя это, важно только выбрать, к чему ты окажешься ближе. Найти свою историю среди многих других - это всегда интересно. И пусть "Атлас"- это громоздкая история, слишком масштабная и не всегда понятная, пусть не все смогут осилить ее и дочитать, она искренняя и прямолинейная - она не станет скрывать того, что читателю не понравится. Выбрать свою историю и встретить своего антипода, каждый поступок которого будет непонятен и нелогичен. Больше всего я прониклась миром постапокалипсиса и Закри, сильного в своей вере человека, и меньше всего - мелочным и эгоистичным, капризным Фробишером, никто с которым примирить меня не сможет.

    11
    18