Рецензия на книгу
Маятник Фуко
Умберто Эко
Аноним12 января 2009 г.Если в "Имени Розы" разные пласты текста были намертво спаяны между собой, замешаны в одно тесто, то "Маятник Фуко" - это скорее слоеный пирог. История расшифровки таинственного завещания тамплиеров, к которому оказываются причастны все эзотерические течения последних двух тысячелетий - розенкрейцеры, масоны, каббалисты, да кто только не..! – перебивается историями жизни рассказчика и его друга, вполне себе типичных "шестидесятников". Сложность композиции не дает читать роман запоем, что и дало возможность записать его в "чтиво для интеллектуалов".
А между тем роман еще глубже "Имени Розы". Разноплановость композиции дает возможность таланту Эко раскрыться во всей красе. Тут-то и становится ясно, до какой степени неподражаем его юмор. Один пересказ главным героем исторических эпизодов в духе "Всемирной истории для чайников" чего стоит!
Смех в романе - это не только зубоскальство, но и горькая ирония, заставляющая вспомнить Вильгельма Баскервильского из "Имени Розы", который, сомневаясь во всем, утратил все устои, и даже единственная его надежда и опора - собственный блестящий ум и дедуктивный метод - оказываются никуда не годными. Циничные герои "Маятника" за своим пофигизмом и изощренными интеллектуальными играми прячут страстное желание найти в этом мире и собственной жизни что-то по-настоящему святое и нетленное, неподвижную точку отсчета наподобие той, к которой прикреплен маятник Фуко... но находят слишком поздно. Их сон разума уже успевает нарожать таких чудовищ, что бытие и сознание окончательно меняются местами. "Это плохая игрушка, и мне она не нравится", - таков вердикт любимой женщины главного героя.
Закрываешь книгу с ощущением ее полной законченности (несмотря на открытый финал) - автор вычерпал заданную тему до донышка, заранее обскакав всех своих последователей. Такое ощущение у меня было только после "Чужого лица" Кобо Абэ, хотя точек соприкосновения у этих вещей нет... или почти нет...638