Рецензия на книгу
Capitães da Areia
Jorge Amado
Аноним3 декабря 2012 г.Нет, право, мне явно противопоказана классика революционной литературы. Я так космически далека от нее, что ни о каком пересечении орбит и речи быть не может. Мы, похоже, просто находимся в совершенно разных галактиках, а сами галактики отстоят на миллионы световых лет друг от друга.
Но начнем сначала.
Я, конечно, как и все, слышала название этой книги не раз, хотя сначала для меня это было названием песни, потом - фильма, а только потом - книги. Правда, книга так не называется на самом деле. Амаду писал о "капитанах песка". "Капитаны песка" - это банда беспризорников, промышляющая в портовом городке Байе в славной Бразилии. И отнюдь не все там разгуливают в белых штанах (хотя, конечно, Байя - "это вам не Рио-де-Жанейро" (с)). Наоборот, много бедных людей умирают от инфекционных болезней, от драк, от стычек с полицией, много малышей остается без присмотра, без внимания, без ласки, без заботы, без куска хлеба. Их презирают богатые, их опасаются, их ненавидят, а им так хочется материнской ласки, так хочется тепла, а еще - перекусить хотя бы дважды в день. И покататься на карусели. И потому им приходится воровать.
В банде более ста ребятишек, но только некоторые из них - герои книги. Во-первых, это, конечно, Педро Пуля - светловолосый живчик, обладающий недюжинными организаторскими способностями и возглавляющий "капитанов". Он - сын докера, погибшего во время забастовки, во главе которой он стоял. Конечно же, парень тоже со временем проникается не только воровской романтикой, но, наоборот, горестями рабочего люда.
Во-вторых, Безногий. Это именно его чувства и эмоции, по-моему, воспеты в знаменитой песне.
В-третьих, Кот. Будущий сутенер, мошенник, аферист, любитель роскошной жизни, начавший свою карьеру в до неприличия раннем возрасте.
В-четвертых, Большой Жоан. Негр невероятных размеров с безумно добрым сердцем.
В-пятых, Профессор. Гениальный художник-самоучка, которому суждено прославить нищих в своих картинах.
Но самый трогательный образ - это, конечно, Дора. Девочка-мать, девочка-сестра, девочка-невеста, девочка-жена. Именно та часть книги, где действовала она, стала для меня самой увлекательной, самой интересной. Но, возможно, дело в том, что я сама женского полу.
В целом же книга очень социальная, очень поучительная, очень назидательная. Наверное, потому она была столь популярна в Советском Союзе. Наверное, потому я совершенно не восприняла ее. А еще она пестрит непереводимыми понятиями, свойственными жизни бедняков в Бразилии, и случались предложения, в которых было до 6-ти ссылок, что совершенно не усиливало моей любви к книге.
Я не спорю, что это классика, но, если бы не мини-флэшмоб "Дайте две", я бы ее не прочитала. Так что спасибо игре за то, что мой кругозор стал шире.
13103