Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Черный обелиск

Эрих Мария Ремарк

  • Аватар пользователя
    adel-dream30 ноября 2012 г.

    Небольшой немецкий городок после Первой мировой войны. Разруха и инфляция перевернули жизнь людей с ног на голову. Друзья-однополчане торгуют памятниками, пытаясь удержаться на плаву в океане жизни.
    Первый раз прочитала 10 лет назад на волне запойного чтения произведений Ремарка... Но, как у меня часто такое бывало при чтении подряд нескольких книг одного автора, я вскоре забыла подробности и сюжет книги. Осталось только ощущение того, что Ремарк - великий гений пера, отражающий на бумаге человеческие характеры с потрясающей достоверностью и точностью.
    Наконец решилась перечитать (вернее, прослушать в формате аудиокниги) “Черный обелиск”. Ощущения были такие, как будто ранее я ее не читала. Скорее всего из-за того, что я уже по-другому смотрела на Ремарка - так сказать, с высоты своего нынешнего возраста. В 18 лет я не выписала ни одной цитаты, а в 28 - постоянно прокручивала плеер назад, чтобы лучше запомнить понравившийся отрывок и дома уже выписать цитаты из электронного варианта. Особенно близки мне сейчас рассуждения Людовика о Боге и Церкви...


    — Зачем дети умирают, Рудольф? — спрашивает она.
    — Этого я не знаю.

    — Почему они родятся, если сейчас же умирают?
    — Это уж ты спроси у викария Бодендика. Он уверяет, что Господь Бог ведет счет каждому волоску, падающему с головы любого человека, и что у всего есть свой смысл и своя мораль.
    Изабелла смеется.
    — Господь Бог ведет счет? Что же он проверяет? Самого себя? Зачем? Ему ведь все известно.
    — Да, — соглашаюсь я и вдруг почему-то начинаю злиться.
    — Он всеведущий и всеблагой, он справедлив и полон любви — и все-таки умирают дети и умирают матери, которые им нужны, и никто не знает, почему на земле столько горя.
    Изабелла сразу повертывается ко мне. Она уже не смеется.
    — Почему все люди не могут просто быть счастливы, Рудольф? — шепчет она.
    — Этого я не знаю. Может быть, потому, что тогда Господу Богу было бы скучно.
    — Нет, — торопливо отвечает она. — Не поэтому.
    — А почему же?
    — Потому что он боится.
    — Боится? Чего же?
    — Если бы все были счастливы, никакой Бог не был бы нужен.
    Я наконец смотрю на нее. Глаза у нее очень прозрачные. Лицо стало более смуглым и худым.
    — Он существует только оттого, что люди несчастны, — говорит она. — Тогда он нужен и ему молятся. Ради этого он все так и устраивает.
    — Есть люди, которые молятся Богу и когда они счастливы.
    — Да? — Изабелла недоверчиво улыбается. — Значит, они молятся от страха, что их счастье кончится. Все — только страх, Рудольф. Разве ты не знаешь?


    Потрясающе глубокий роман, погружающий в мысли о смысле жизни не конкретно взятого человека, а всего человечества в целом. И хотя в уста Генриха Кролля были вложены слова:


    Мы то и дело забываем, что живем на этой планете лишь недолгий срок. И потому страдаем совершенно ложным комплексом мировой скорби. Словно нам предстоит жить вечно


    ... но у меня сложилось впечатление, что сам Эрих Мария Ремарк сам был подвержен этому комплексу. Впрочем, неудивительно - ведь творения будут жить вечно...

    13
    44