Рецензия на книгу
The Cruel Prince
Holly Black
Аноним2 июня 2021 г."Жестокий принц" оправдал свое название и совсем меня измучил - правда, не в том смысле, на который я рассчитывала.
Сквозь страницы романа я пробиралась как сквозь бурелом: откладывала, отвлекалась, пыталась чем-то разбавить. Попутно умудрилась прочесть несколько комиксов и целую антологию рассказов. Много раз порывалась бросить, но желание узнать, для чего все это затевалось, и мысль о том, что остальные книги цикла уже стоят на полке, заставляли возвращаться к (по)пыткам чтения.
Не знаю, что случилось с Холли Блэк, которую я всегда считала одной из самых крепких писательниц зарубежного янг-эдалта, но этот роман - почти сплошное разочарование. Я говорю "почти", потому что со второй части - которая, к слову, значительно уступает по размеру первой - повествование начинает выравниваться, в нем появляется динамика и интрига, появляется какая-то сложность плюс начинает раскрываться характер главного мужского персонажа, который до этого был просто мебелью, но общее впечатление это почти не спасает. Серьезно, в книге 30 глав плюс эпилог, а интерес она начинает вызывать только в последних десяти. Я понимаю, что перед нами трилогия, но слишком уж долго в этот раз Холли Блэк запрягала колесницу своего повествования. И это не единственная проблема "Жестокого принца".
Начну, однако, с хорошего. У книги очень неплохая задумка и увлекательный задел. История начинается с того, что фэйрийский лорд и генерал Мадок врывается в дом сбежавшей от него смертной жены, чтобы вернуть их общую дочь и наследницу, в ходе конфликта убивает свою бывшую возлюбленную и ее нового супруга, а вместе с родной дочерью в Эльфхейм забирает и ее младших сводных сестер, девочек-близняшек Джуд и Тарин Дуарте. Такие вот у фэйри законы: можно убить жену, но бросить ее детей без воспитания, даже если они не твои дети, непозволительно для чести любого уважающего себя лорда.
Девочки вырастают в Эльфхейме, Волшебной Стране фэйри. Все на равных правах законных дочерей Мэдока. Только родная старшая дочь Вивиан, полукровка, ненавидит отца, Фэйриленд и мечтает вернуться в мир смертных. А две младшие, чисто человеческие девочки, слабые и уязвимые в сравнении с фэйри, начисто лишенные магии и подвластные чарам обитателей Волшебной Страны, напротив, всей душой мечтают стать ее частью, хотя окружающие фэйри и презирают "человеческие отродья", но вынуждены их терпеть из-за высокого статуса их приемного отца.
Хороший замес, верно? Конфликт между человеческой природой и фэйрийским воспитанием, невозможность принадлежать ни к одному миру в полной степени, страстное стремление доказать, что ты "не хуже тех", кто тебя презирает, при полном понимании, что сравниться с ними невозможно хотя бы по ряду чисто физиологических причин вроде бессмертия и магических способностей и вишенкой на торте сложная гамма чувств по отношению к тому, кто заменил тебе отца и при этом убил твоих родителей. Задумано отлично, потенциал для действительно сложной, обширной истории имеется. Жаль, что реализация подкачала.
Пройдемся по недостаткам, один из которых - затянутость начала - я уже упомянула, так что к нему возвращаться не будем.
Первая проблема - это непрописанность мира. Того самого Эльфхейма, который по идее должен завораживать, и восхищать, и ужасать одновременно. В конце концов, перед нами Волшебная Страна, а любую Волшебную Страну делает антураж, его нельзя обойти стороной. Нельзя просто взять и упомянуть/перечислить необычные географические названия и виды фэйри, описать пару блюд и платьев - и считать работу по созданию декорации и атмосферы сделанной. А Холли Блэк именно так и поступает, отчего создается впечатление, что все события происходят на картонном белом заднике, где скупыми штрихами схематично рисуются необходимые именно для этой сцены предметы обстановки, а все остальное пространство просто отсутствует - чистый, ничем незаполненный фон. Куда делись красочные, колоритнейшие описания создательницы "Холодного города", я понять не могу. Но это самый скучный и схематичный Фэйриленд из всех, что мне доводилось видеть.
Вторая проблема - это непрописанность героев. Нет, главной героине, Джуд, от лица которой ведется повествование, уделено огромное количество времени, но о ней мы поговорим попозже. Все остальные персонажи - почти такой же бесцветный фон, как декорации Эльфхейма. Причем, опять же, они потенциально очень даже интересны, но слишком мало времени уделяет им и автор, и героиня. Я понимаю, что повествование ведется от первого лица, к тому же, лица, до крайности эгоистичного и сосредоточенного на себе, но даже при всем при этом можно было попытаться сделать остальных героев более выпуклыми. Мало того, что второстепенные герои здесь представлены набросками, так и родные сестры Джуд толком не раскрыты, даже ее близняшка, что просто нонсенс. Впрочем, учитывая, что основной мужской персонаж, любовный интерес ГГ, начал получать характер только в последних главах первой книги, чего я от остальных-то хочу. Но из-за этого в кульминационной сцене резни королевской семьи во время коронации не получается испытать сильных эмоций - ведь никого из действующих лиц нам толком и не раскрыли.
И тут мы переходим к следующей проблеме романа - пейрингам. Оговорю, что интерес к отношениям в духе классического лавхейта я переросла уже очень давно и сейчас подобного рода концепты вызывают у меня, по большей части, скуку, если не раздражение. Иногда старые кинки дают о себе знать и мне удается проникнуться чем-то таким - при условии, что лавхейт прописан действительно годно. И вот здесь такой принцип мог бы сработать, если бы такого рода отношениями оказались связаны Джуд и Мадок. У этих двоих для подобного есть абсолютно все основания. Но, естественно, на такой провокационный вариант автор популярного зарубежного янг-эдалта пойти бы никак не смогла, поэтому главным пейрингом у нас выступают Кардан и Джуд. А жаль. Лично я бы посмотрела именно на первый вариант.
Взаимоотношения Джуд и Локка, фэйри-аристократа из компании принца Кардана, мне показались тоже потенциально более интересными, чем основной пейринг. Сразу, конечно, было понятно, что ничего хорошего от рыжего парня с лисьими глазами по имени Локк, который вроде бы один из всей компании отнесся к героине с симпатией и сочувствием, ждать не придется - а вот подвоха и удара в спину вполне. Но тройничок Джуд/Локк/Таринплюс рядом бродит еще Никасия, бывшая Кардана, которую у него увел Локк, можно было бы сделать посложнее и неоднозначнее, только на это Блэк тоже не пошла. И снова жаль - потому что хитроумные, коварные и не лишенные эмоций трикстеры, которым больше всего интересно участвовать в замесе необычных историй, нравятся мне куда больше страдающих высокомерных принцев с травмой детства. А уж если у нас тут все равно не слишком здоровые, токсичные отношения - в конце концов, мы говорим о мире фэйри, для которых это норма - то давайте возьмем менее избитые и более сложные концепции. Эх, мечты, мечты...
Вместо всего этого у нас тут принц Кардан, паршивая овца в правящей семье Эльфхейма, младший принц, которого все ненавидят и который в ответ ненавидит всех. Внешне высокомерный и надменный, как положено принцу, на самом деле он глубоко несчастен, угнетаем старшим братом, который его еще и избивает, брошен девушкой, обманут другом, да вдобавок ко всему еще и испытывает влечение к "недостойной смертной", которую ненавидит за то, что ее-то приемный отец любит в то время как Кардана отвергает родная семья. Звучит это лучше, чем прописано в романе, а, в целом, ну такое себе. Из-за всех этих психологических заморочек, а еще из-за клеветы Локка, которому захотелось поиграть, он начинает срываться на Джуд, где только может, всячески ее унижает, но при этом Кардан на самом деле и мухи не обидит - что очень странно для "жестокого фэйрийского принца", которого все ненавидят: он и драться не умеет, и "смертей ничьих никогда не хотел". В общем, вы понимаете, что на самом деле он - страдающая няшечка, даже если однажды почти заставил героиню целовать ему сапоги. И вообще большую часть романа он проводит в мелких, но противных пакостях окружающим ровесникам и беспробудном пьянстве. Толку с него, короче, как с козла молока. Разве что он безумно красив, но среди фэйри в этом нет ничего непривычного, они там все такие. Ближе к концу Кардан начинает, наконец, демонстрировать и обаяние, и хитроумие, причем для последнего ему приходиться выкручиваться, ведь фэйри, в отличие от людей, неспособны лгать - и, надо сказать, справляется с этим принц не так уж плохо (хотя до Локка ему далеко). В общем, в нем, наконец, просыпаются задатки принца, воспитанного при дворе, и наметки характера урожденного фэйри, да и вообще хоть какого-то характера, но происходит это настолько поздно и, опять же, так мало, что проникнуться героем, а, следовательно, и пейрингом на момент конца первой книги никак не получается - впрочем, впереди еще две и бонусный сборник рассказов как раз про принца; может, он еще и раскроется, так как потенциал, в общем, есть.
Ну а теперь время поговорить о главной героине и основной проблеме данного цикла. Джуд Дуарте - та еще заноза в заднице. Автор пыталась выписать сильную, решительную героиню, идущую к своей цели по головам, но получилась у нее на редкость бесячая барышня. Даже не то что стерва, а, скорее, озлобленный подросток, которая сама не знает, чего хочет. И это, опять же, было бы вполне веристично, если бы этот подросток с легкостью не рушил планы поднаторевших в интригах многовековых фэйри и не обыгрывал их на их же поле - причем как в отношении стратегии, так и в отношении боя.
Конфликт, о котором я писала в самом начале рецензии, в том числе и в душе главной героини, имеет право на жизнь и накладывает отпечаток на ее поведение, не может не наложить. Он прекрасно объясняет ее метания - но недостаточно глубоко прописан, чтобы заставить ими проникнуться.
Джуд то мечтает стать рыцарем, чтобы мечом на поле боя доказать свою силу; то подается в интриганки и шпионки, что требует совершенно других навыков - скрытности, ловкости и коварства; то включает дипломатию и стратегию, чтобы сделаться кингсмейкером и игроком в престолы, разве что магией она не владеет, но находит способ, как добиться того, чтобы эльфийские чары не причиняли ей вреда - короче говоря, демонстрирует все признаки Мэри Сью. Но это-то ладно. Молодым (а часто и не только) людям, особенно травмированным, свойственно метаться из стороны в стороны, а какой-никакой обоснуй всем ее умениям и метаморфозам автор все-таки подгоняет, ну и, в конце концов, бывают люди, талантливые во всем, за что не берутся. Мечется Джуд и в моральном плане. То она внезапно спасает смертную девушку, находившуюся в услужении у одного из принцев, хотя долгие годы до этого положение соплеменников в Эльфхейме ее вообще не волновало, то не испытывает ни малейших угрызений совести, совершив первое в своей жизни убийство, а затем и второе - и вообще невиновного перед ней лично ни в чем существа. Опять же, и первому, и второму поступку можно найти психологическое обоснование, но они прописаны слишком сухо, по факту, а потому все эти переходы от "но я не убийца - нет, я убийца - все-таки, не убийца" и так далее только раздражают и вызывают смех.
Еще героине не получается сочувствовать. Да, ее история печальна. Но она не одна такая во всем Эльфхейме. Да, ее воспитывает тот, кто убил ее настоящих родителей. Но эту участь с ней, как минимум, делят ее сестры. При этом Джуд Мадок любит больше родной дочери, больше ее сестры-близняшки и младшего сына - носится с ней, возится, старается исполнять ее желания и всячески угождать. У Локка мать тоже убили. Кардан вырос в семье, где про любовь и говорить не приходится. Джуд не единственная сирота в Эльфхейме. Оук, ее младший сводный брат, на самом делелишился обоих родителей, о чем пока не в курсе в силу возраста, а из-за его настоящего происхождения оторван и от приемных и сплавлен в мир людей под присмотром Вивиан. Но жалеть мы почему-то должны именно Джуд.
Джуд презирают фэйри? Да, постоянная дискриминация очень отравляет жизнь, спору нет, это однозначно. Тяжело быть смертной в мире бессмертных, которые относятся к таким как ты, как к грязи под ногами. Но и здесь Джуд не одинока. Тарин, ее сестра-близнец, как-то с этим справлялась - но это оставлено за кадром. Вивиан - полукровка, и это тоже должно быть не слишком приятно в мире высокородных семейств, но и о ее переживаниях на этот счёт не задумывается ни героиня, ни книга. Плюс положение дочерей Мадока очень неплохо их защищало. Мадок готов был оторвать голову любому, кто их обидит - стоило только ему об этом сказать. Девочки, несмотря на свое происхождение, постоянно принимались при королевском дворе, посещали одну школу с принцем и детьми высшей знати, им прислуживали фэйри низшего ранга. Мадок готов был со временем предоставить Джуд так желаемый ею рыцарский статус, а Тарин легко получила возможность стать законной женой эльфийского аристократа. Другие-то смертные у эльфов вообще в рабстве прозябают. Что же касается насмешек и издевательств сверстников, то здесь, скорее, проблема в том, что воспринимается это как типичный школьный буллинг, к тому же, и друг к другу фэйри относятся ничуть не лучше и проявляют не меньшую жестокость, так что если Джуд стремилась стать одной из них, то и не должна была бы рассчитывать на особое отношение, ей это вряд ли бы и в голову-то пришло.
Мне нравится, когда подчеркивается нечеловеческая мораль фэйри, их обаяние и жестокость, к которым неприменимы мерки мира людей. Эльфы любят играть и играть жестоко, у них свое понятие о чести, свои законы и особенности мышления. Джуд все же остается человеком, хотя воспитана по фэйрийским канонам - и это главное ее внутреннее противоречие. Только вот автор не сумела продемонстрировать эту задумку достаточно убедительно, и в итоге в большей части романа мы получили типичную историю о школе и девочке-бунтарке, которую угнетает самый популярный парень в классе вместе со своими товарищами, только лишь потому, что его родители в детстве недолюбили, а девочка ему нравится, но он не знает, как это показать. А дальше начинается Игра Престолов на минималках с Мэри Сью в главной роли.В итоге я не скажу, что книга совсем плоха или неинтересна. Но и хорошей ее никак не назовешь. Не знаю, почему она всем так зашла. Холли Блэк может намного лучше. А эта попытка влезть в топы удалась, но стоила ли того? Ну или просто я привыкла к более серьезным, взрослым историям о фэйри.
При этом книга достаточно разогналась в конце, чтобы мне захотелось узнать, что же будет дальше со всей безумной семейкой главной героини. Так что читать цикл я продолжу, и все же от Холли Блэк я ждала большего.
11834