Рецензия на книгу
Нетерпение сердца
Стефан Цвейг
Аноним1 июня 2021 г."В самом худшем, что случается на свете, повинны не зло и жестокость, а почти всегда лишь слабость".
К сожалению, я выскажу не популярную точку зрения об этом произведении. В аннотации читателю заявлено, что это "история трогательной и трагической любви молодого офицера и девушки, прикованной к инвалидному креслу". Однако, на мой взгляд, этот роман не о любви. Единственное с чем можно согласиться, так это с тем, что трагизма хватает сполна. А вот, любовь - нет, эгоизм - да. Трогательность - нет, трусость - да.
Этот роман вызывает бурю различных эмоций, которые не позволяют сформировать обычное мнение "нравится - не нравится". Хотя в классической литературе такие примитивные и банальные мерила и не подойдут. Этот роман НЕ романтизирует ни персонажи, ни и их поступки. Всё максимально жизненно.
Главные герой - офицер Гофмиллер - трус, эгоист, нарцисс, абсолютно помешанный на себе, слабохарктерный, не имеющий своего собственного мнения молодой человек. Так ещё и в добавок обманщик, не способный противостоять общественному мнению. Что может быть более отталкивающим, чем неспособность отстаивать свою жизнь, свой образ мысли, свои поступки. Всё хорошее, что главный герой делает, так это проявляет сострадание и сочувствие к главной героини Эдит. Впрочем даже эти великодушные порывы возникают из низменных инстинктов: то в основе лежит тщеславие (его принимают в высшем обществе), то, опять же милосердие проявляется под давлением общественного мнения или осуждения (что о нём подумают? что будут о нём говорить?). И только когда он остаётся один, обнаруживается его истинная реакция на всё происходящее - бегство. На протяжении всей книги главный герой только и делает, что трусливо убегает, перекладывает ответственность на других, пустословит, и пытается себя оправдать (то офицерской честью, то жалостью). Его беспокоит только его образ. Ему нравилось чувствовать себя богом, который сотворил мир (его все должны обожать, ведь он проявил сострадание). Его оскорбляло любое пренебрежение к нему, хоть и оправданное (как ЕГО письма могут остаться без ответа? как мимо НЕГО можно проехать мимо и не поздороваться?). Даже после войны он решается начать жить только после того, как становится уверен в том, что свидетелей его неподобающего мужчине поведения не осталось. Я надеялась, что будучи кавалером ордена Марии-Терезии, пройдя войну, Гофмиллер возмужает. Но, человеческую натуру ничего не может изменить. Встретив очевидца его поступков, доктора Кондора, он делает то единственное, что всегда умел лучше всего - бежит, а потом сам себя оправдывает совестью (в наличии которой есть сомнения).
Главная героиня - прикованная к инвалидному креслу Эдит. Самый сложный персонаж. Иногда люди говорят: "Я тебя понимаю" или "Я могу представить себя на твоём месте". Так вот, НЕ понимаете и НЕ можете ничего представить! Люди исключительно субъективны по своей натуре. Всё наши суждения строятся только на собственном жизненном опыте и личных переживаниях. Никто не может представить себе то, через что другому пришлось пройти. Только прочувствовав беду на себе можно понять какого это. Если попытаться абстрагироваться от недуга Эдит, то однозначно можно сказать, что она взбалмошна, неуравновешена и, опять же, эгоистична. Была ли она такой сама по себе или сделалась такой из-за своей болезни? Её взрывной характер, перепады настроения, требования внимания к себе, стремление подчинить всех своим желаниям и прихоти отравляли жизнь не только ей самой, но и всем вокруг. Будь она здорова, навряд ли ей всё это позволили бы. Однако, из-за её немочи она была безнаказана в своих прихотях. И Эдит прекрасна это понимала. Её это одновременно и злило, и она этим же умело пользовалась. Она не хотела сочувствия и тут же требовала его. Одно лишь упоминание о её немощи сразуже оправдывало всё что она хочет и делает. Эдит уверена, что её недуг даёт ей право на привелегии (в том числе право на управление другими людьми). Ведь если что-то у тебя забрали, это надо восполнить чем-то другим. Стоит ли осуждать эгоизм Эдит? Я не возьмусь. Остаётся только молчаливое сострадание.
А вот отец Эдит - господин фон Кекешфальва - вызывает благосклонную жалость. Под закат своих лет на его долю выпало немало трудностей. Как человек, который смог достичь успеха, знающего не понаслышке как зарабатываются деньги (не пренебрегая обманом), он с радостью бы отдал всё свое состояние за жизнь своей жены и здоровье своей дочери. При этом он не чурается ничего. Он готов уговаривать, шантажировать, унижаться, угрожать, покупать... Он готов на всё ради своей дочки. Это и следует ожидать от любящего отца.
Ещё один персонаж данного романа - Илона - племянница фон Кекешфальвы. Милая девушка, которая всегда приходила на помощь Эдит. Потакает её капризам, встаёт среди ночи чтобы успокоить и поддержать. Конечно, не без обещанного наследства от своего дядюшки, но она даже откладывает свою свадьбу на неопределённый срок, чтобы не расстраивать Эдит и не оставлять её одну. Вряд ли корысть - ключевое в мотивах Илоны. Скорее она стала сердобольной жертвой своей родни: ставшей эгоисткой Эдит, которая чтит только свои интересы, и фон Кекешфальвы, который считает всех людей инструментами для выздоровления дочери.
Симпатию вызывает доктор Кондор. Самоотверженный, упрямый, прямолинейный... Именно его персонаж позволяет правильно толковать выражение "ложь во спасение". При этом он не использует ложь на каждом шагу, а прибегает к ней с медицинской точностью в крайнем случае. Он доктор без прикрас. Человек, знающий и живущий медициной. Он не строит из себя всемогущего, а напротив, понимает ограниченность своей профессии. Доктору Кондору не присуще тщеславие, он не стыдится обратиться к другому врачу, лишь бы это помогло его пациенту. Он саоотверженно всегда готов прийти на помощь, и днем, и ночью. Человек способный помочь не только вылечить тело, но и излечить душу. Именно он дважды пытался уберечь молодого офицера Гофмиллера от ошибок: первый раз отговаривал его лгать, а второй раз - говорить правду способную убить. Именно доктор Кондор помог так долго продержаться Эдит и её отцу. Но не бывает всесильных людей.
Как говориться в этом романе "Всякий, кто принимает участие в чужой судьбе, уже не может с полной свободой распоряжаться своею собственной", и там же "Сердце умеет забывать легко и быстро, если хочешь забыть", и ещё "Что прошло, то позабыто". Вот и получается, что эта трагическая история не о любви, а об эгоизме и трусости.16485