Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Взрывной ребенок. Новый подход к воспитанию и пониманию легко раздражимых, хронически несговорчивых детей

Росс В. Грин

  • Аватар пользователя
    Аноним31 мая 2021 г.
    «Дети ведут себя хорошо, если могут.»

    Эта книга рассказывает про эмоциональные аспекты развития, и, не смотря на название, этот текст не только про взрывных детей. Известно к какому возрасту ребенок должен держать голову, к какому начать ходить; слух, вес и прочие физические показатели всегда проконтролирует семейный врач. А вот этапы эмоционального развития, когда ребенок учится отделять ситуацию от эмоции, а ожидания от реальности — эти задачи родителей будто не касаются: ребенок справится сам. — Вот с этим «справится сам» и ведет свою просветительскую борьбу Росс Грин.

    Вместо рецензии — ниже короткий конспект текста. Отмечу только что это редкий пример сухой, в хорошем смысле, литературы по психологии — все описано емко и структурировано; текст воспринимается как отполированная сотнями презентаций лекция по гигиене здорового общения, которую хочется порекомендовать каждому (— не только родителям «взрывных» детей).


    «Взрыв (вспышка раздражения), как и любые другие формы неадаптивного поведения, возникает, когда предъявляемые к человеку требования превышают его способность адекватно на них отвечать» или как это также формулируется в книге более коротко:

    «Дети ведут себя хорошо, если могут» — и задача родителя помочь с развитием этих «стабилизирующих» навыков ребенка, проблемы с которыми могут привести к конфликтным ситуациям. 5 «стабилизаторов» это:

    1) сознательное самоуправление (способность переключаться между задачами, организация и планирование, способность отделять эмоциональную реакцию от требующихся интеллектуальных усилий. Ключ: сохранять спокойствие, отделять «я» от мимолетных эмоций);
    2) речевые навыки (язык определяет образ мышления — если наступить на хвост собаке, то она поступит одним из доступных ей вариантов: зарычит, укусит или убежит. С этой точки зрения ругань то же что и рычание — то, что делают люди, когда не могут обратиться к более внятному способу выражения мыслей и эмоций);
    3) контроль эмоций (навык быстрой саморефлексии и проекции своих импульсов на ситуацию);
    4) интеллектуальная гибкость (способность видеть ситуацию шире чем бинарное черно-белое восприятие, умение воспринимать промежуточные варианты как градиент компромиссов);
    5) социальные навыки (опыт правильного понимания слов, реагирования на вербальное и невербальное общение, для которого требуются быстрота реакции, гибкость и широта мышления).

    Ошибка считать, что пять упомянутых навыков являются данностью («должны как-то развиться сами»), и что проблемы, к которым приводит их отсутствие, являются якобы следствием того, что ребенок «не хочет», «капризничает», «вредничает», «поступает назло» и т.д.

    Надо определить дестабилизаторы (определенные обстоятельства, которые сводят на нет работу «стабилизаторов») и говорить о них. Часто дестабилизатором являются действия или слова родителя. Дестабилизаторы аккумулируются и последней «каплей» может стать любая мелочь, вроде колющейся бирки на майке (но проблема, конечно же, не в ней одной).


    Все вышеуказанное работает как стартовая точка и инструментарий для последующей совместной работы по нахождению компромиссного варианта разрешения критической ситуации. При этом, акцент идет на то, чтобы «предупреждать» критические ситуации тем же способом, который автор называет план «Б»:

    - План А: через слезы и истерики родитель настаивает на своем решении.

    • План В: родитель идет навстречу ребенку (т.к. лень, устал, неважно).
    • План Б: родитель и ребенок путем активного общения и слушания (пресловутое «ты раздражен и не хочешь спать») пытаются найти промежуточное компромиссное решение. Важным критерием Плана «Б» является то, что обе стороны приходят в разговор с «открытым» умом и без готового решения — оно должно появиться путем совместной работы. Порядок действий: сочувствие (и его подтверждение) — выявление проблемы — приглашение к разговору.



    Это, примерно, первые 50% книги. Остальная половина текста про практическую реализацию «плана Б» и более подробное развертывание материала на примере ситуаций и диалогов. В самом конце книги есть несколько глав с более конкретными рекомендациями по работе с врачами и медикаментами, а также общению в семье и школе.

    7
    353