Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Жизнь взаймы

Эрих Мария Ремарк

  • Аватар пользователя
    Аноним29 мая 2021 г.

    Занять у смерти Или Небеса не знают любимчиков

    Занять у смерти немного жизни - можно ли решиться на такое? Сложно ли решиться на такое? Как жить под приговором смертельной болезни? Как жить в постоянном риске гоночной трассы? Чей риск выше и приговор быстрее? Можно ли выиграть свою гонку по вертикали? Музыкально, надрывно, интеллигентно и с постоянным привкусом дорогого алкоголя звучит книга Ремарка, где есть место многим философским вопросам о смысле жизни, о справедливости выбора смерти кому жить, а кому нет (что особенно горько звучало после только что закончившейся Второй мировой войны).
    Лилиан Дюнкерк, барышня двадцати четырех лет, имеющая скромные финансовые средства и старого скопидома-родственника, показывает нам на примере ответы на вышеперечисленные вопросы. Ощущение было полным, что автор противопоставляет ей всех остальных, но каждого персонажа - в отдельной плоскости. И Лилиан, как ограненный алмаз, отражает в свою пользу все атаки, последовательно каждой своей гранью. Кто-то исповедует философию осторожного накопления, не ощущая жизнь вообще, откладывая ее в загашник. Кто-то рискует собой ежедневно не всегда в осмысленных действиях автогонок, выбрав вечный спор со смертью, поставив на кон свою жизнь (как долго удача будет сопутствовать?). Кто-то со смаком сибаритствует, пропагандируя роскошное ничто. Кто-то, нагулявшись за прошлые годы, пытается предостеречь от того же. Сама героиня мне не пришлась по душе, не смогла я ею проникнуться. С одной стороны, понятна ее драма, трагедия и усталость от затворничества с постоянным и унылым угасанием. В санатории за внешним комфортом, не каждому доступном в тех условиях, показана невероятно угнетающая атмосфера, в ней вязнешь безнадежно, как в паутине. С другой стороны, неужели стремление к вкусной еде и блестящим нарядам - это и есть вся полнота лучшей жизни. Эдакий пир во время чумы. Да и вообще, ее поступки из серии "делаю, потому что могу" продиктованы только тем, что "часики-то тикают", этим же она и стала притягательной для мотыльков-мужчин, "летящих на ее полный и чистый огонь" жажды жизни сегодняшним днем, жизни без обязательств, без долгих реверансов. И тем примечательней было смотреть на зарождающее и крепнущее чувство к ней автогонщика-фронтовика, с уже сложившимся взглядом на жизнь и ее перспективы, который тоже не слишком приятная личность. Несмотря на то, что герои не завоевали мою симпатию, но вот авторское перо, талант и мастерство переплетения смыслов - выше всяких похвал. Да, когда все стенают и по своему несчастны, беспросветно и фатально - это не дает расслабиться и раствориться в сюжете. Но сколько тут поднято тем, да и какая тут атмосфера - ее чувствуешь, она давит, она наполняет тебя каждой строчкой. В этом месяце я читала его ранний и очень известный роман 1929 года, и этот 1961го, и хочу сказать, что Ремарк, как выдержанный коньяк становится с годами марочней, и букет его творчества раскрывается в самой сложной теме смысла жизни всегда по-разному.

    39
    1,2K