Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

iPhuck 10

Виктор Пелевин

  • Аватар пользователя
    Аноним29 мая 2021 г.

    ИЗДЕВАТЕЛЬСКАЯ ПОПЫТКА РАСКРЫТЬ КАРТЫ

    Ipchuk 10 – очередной шаг Пелевина в его экспериментах с формами. Эксперименты эти вполне обоснованы, потому что с содержанием экспериментировать уже почти невозможно – все, что Виктор Олегович напрямую хотел сказать своим читателям – он сказал много лет назад. И даже все то, что он хотел сказать в виде басен и коанов – давно сказано. Но попытка «ухватить за хвост» что-то по-настоящему важное, что-то невыразимое и (как бы парадоксально это не звучало) выразить его по-прежнему не дает автору покоя.
    Уровень постиронии в романе зашкаливает. Тут уже какой-то фрактал постиронии, который совершенно лишает читателя хоть каких-то (пусть и по-пелевински зыбких) ориентиров. Не писатель придумывает некоторую реальность и воплощает ее в книге, а придуманная реальность – компьютерный «литературный алгоритм» - описывает свою работу и тем самым создает новую реальность, которая только декларируется «объективным свидетельством», ни на йоту таковым, конечно, не являющееся.
    Пелевин прекрасно иронизирует (если не сказать – стебется) не только над абстрактным современным искусством, которому очевидно отказывает в сколько-нибудь вменяемом будущем, но и над самим собой. Причем себя он от этого искусства не отделяет и эта позиция безусловно читателя подкупает. Порфирий Петрович – во многом это та технология, которая пишет большую часть работ «позднего» Пелевина – эту скорее причудливую беллетристику, рефлексирующую на актуальные темы, чем классическая литература. Даже понимание текста, по признанию Порфирия, не входит в его обязанности. Он их просто генерирует и делает это так, чтобы конечный читатель воспринимал их максимально аутентично – не более того. Смыслом, идеями, аллюзиями и прочей глубиной такой текст наполнит тот, кто его читает. Парадоксальным образом важность потребителя (даже в такой вот литературе) превышает важность автора – книга может существовать без автора (Порфирий не имеет даже самосознания), но без читателей она – ничто.
    При этом особенно тонко выглядит то, что все «глубинные», «философские» мысли романа озвучивает искусственный интеллект, который априори не обладает самосознанием и способен только симулировать такого рода рефлексию.
    Искусство – это то, что неуловимый и загадочный «кто-то» в результате некоего «заговора» навязывает обществу как некий идеал и, таким образом, превращается в социальное клише, в искусственный конструкт. В результате искусством может стать нарисованный мужской пенис на дверце общественного туалета, особенно если кто-то пустил слух, что этот пенис изобразил сам Бэнкси (и даже косяк от этой двери, вся заслуга которого только в том, что он «стоял рядом с актом творчества»). Впрочем, вся жизнь – тоже результат такого же конструкта, даже чисто физиологические отправления вроде секса – недаром обыкновенный, человеческий секс во вселенной Ipchuck 10 находится под активным социальным осуждением.
    Во всем традиционно виноваты корпорации – вездесущие айтишники, глобальный «Единый банк» и тому подобные акторы настоящего «теневого правительства». И это очень натуралистично – ведь Пелевин король конспирологии, умеющий в своих книгах настолько точно и филигранно «подточить» действительность под любую конспирологическую теорию, что логических заусенец этой конструкции уже не различить, и его вселенные получаются такими же живыми, объективными и дышащими, как и наша.
    То же «программирование случайным кодом», на котором строится весь роман – чем не жесткая конспирологическая пародия на все существующие системы образования и вообще человеческого прогресса? И в основе такого программирования, и в поступательном развитии общества лежат принципиально непрогнозируемые механизмы, которые (порой даже вопреки логике) дают результат, и нередко – превосходный.
    При этом декларируется как раз-таки отсутствие любой конспирологии, и, напротив, полная открытость – Порфирий Петрович сам рассказывает читателю обо всех своих приемах, вызывая сильнейшую логическую оторопь и еще более усиливая тем самым литературный эффект. Издевательская попытка раскрыть перед читателем все карты, понимая, что это не только не объяснит происходящего, а сделает это происходящее совсем уж недоступным простой человеческой логике. По форме, как говорил одни неглупый человек, - правильно, а по существу – издевательство.
    Отдельно стоило бы рассказать о политической организации во вселенной книги… «Мы теперь не Третий Рим, а Второй Брюссель. Только Брюссель почему-то в Житомире». Она получилась очень изящной и невероятно смешной. Но, разговаривая о ней, придется много спойлерить (чего я не очень люблю). Да и сам Пелевин к политике относится откровенно без интереса, поэтому вся глобальная политика - периферия романа, легкая окантовка отдельных глав – и не более того.
    Есть здесь и доведенные до полного абсурда (или полного внутреннего логического совершенства) объемные рассуждения о взаимосвязи гендера и сексуальности, о взаимоотношениях и взаимозависимости искусственного и человеческого интеллектах, но, как и политика, все это выглядит каким-то вторичным.
    Традиционно досталось и критикам, с которыми у автора старые счеты: «Все критики отличаются от говна только тем, что полностью лишены его полезных качеств». Ну не любит Пелевин, когда в нем копаются и ищут ответы на вселенские вопросы. Он любит, когда его читают. А уж от лица компьютерного алгоритма можно говорить прямо и не подбирая выражения.
    Вся эта книга – одна большая имитация. Имитация литературы, имитация содержания, имитация смыслов, даже имитация рефлексии на актуальные события. С другой стороны, Пелевин, ушедший от публичности, сам давно уже стал в нашем сознании такого рода имитацией, поэтому избранный жанр и способ его претворения в жизнь смотрится так органично.
    Минус всего этого прекрасного винегрета (никакого сарказма, великое кулинарное решение, между прочим) в том, что, что все эти истины (давно ставшие прописными применительно в Виктору Олеговичу) мы усвоили много лет назад. И в этом плане ничего нового роман не добавляет.
    С точки зрения внутреннего ритма, сюжета, юмора и всех этих пелевинских хитросплетений – этот роман самая слабая его работа из всего, к чему я прикасался. Но ниже своего уровня автор не опускается и это все равно очень качественно сделанная проза, от которой попробуй еще оторвись и которую, несмотря на все недостатки, хочется читать до самого конца. Хотя бы даже для того, чтобы потом разочарованно отложить в сторону и с маниакальной надеждой ждать следующую работу, которая «уж точно будет лучше, чем это».

    1
    55