Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Гроздья гнева

Джон Стейнбек

  • Аватар пользователя
    lastochnika26 ноября 2012 г.

    Книга далась мне очень нелегко. Она тяжеловесна и монотонна, но это не вина автора. Описывая одну из сторон Великой депрессии, он не мог делать это иначе, кроме как путем очень тщательных описаний тогдашней действительности, вырисовывания малейших штрихов, подчеркивающих ее несправедливость и безысходность.
    Этот роман, несомненно, хорош, и автор его является достойным лауреатом Нобелевской премии.
    Однако в моем сознании все его плюсы оказываются погребены под тяжестью пары-тройки минусов.
    Во-первых, автор пишет, что


    «В душах людей наливаются и зреют гроздья гнева — тяжелые гроздья, и дозревать им теперь уже недолго»


    и роман получил соответствующее название. Мне кажется, такой момент был бы оправдан, если бы они налились, эти гроздья. Но люди, эти бедные, несчастные, голодные, грязные, истосковавшиеся по спокойствию люди, относятся к своему положению весьма и весьма спокойно. Да, на протяжении всех 1030 страниц (в моем случае) иногда в чьей-то душе вызревали гроздья гнева и лопались, разрывались, выплескивались наружу, как в случае с проповедником Джимом Кейси или с самим Томом Джоудом. Но в большинстве своем они не успевали вызреть – человек умирал физически или морально. Поэтому, на мой взгляд, уместнее было бы связать название с дорогой, с великим переселением так называемых «оки». Хотя вполне может быть, что автор как раз таки и хотел подчеркнуть незрелость человеческого гнева.
    Во-вторых, этот ужасный момент в последних строках книги. Я не ханжа, я вполне эмоционально устойчива, я считаю, что нужно помогать людям, но это автор обыграл эту помощь просто омерзительной деталью. Ну неужели у них не было никакой посудины? Кружка, тарелка, кастрюля, консервная банка, в конце концов!
    Возвращаясь к тому, положительному, что можно вынести из книги, хочется сказать о ее героях словами Николая Тихонова: «Гвозди бы делать из этих людей: Крепче бы не было в мире гвоздей». Воистину. Особенно поражает образ почему-то обделенной именем матери. Опять же, таких женщин, думаю, хватало в страшной действительности, уж не потому ли автор оставил ее имя так ни разу и не названным? Просто «Ма».
    Сильно. И заставляет о многом задуматься. Пять баллов.

    Изба-читальня Общая линия №7

    8
    42