Рецензия на книгу
Мольер
Михаил Булгаков
Аноним23 мая 2021 г.Булгаков М. "Жизнь господина де Мольера".
Доверительная беседа Булгакова- это произведение. Будто пьём кофе в тихом местечке и говорим о Мольере, его судьбе. Рядом камин, пылает огонь, за окнами- ночь.
Как могла по-иному сложится судьба Мольера, воспитанная дедом Луи Крессе? С кровью впитал в себя страсть к театру. Шарлатанами, Гарпагонами, понятием оОрвентане, шутками напитался в балаганах с дедом. И Бургундский театр, и Театр на Болоте раскрыли перед Жаном Батистом красоту комедии, трагедии. Пьесы самого мэтра Корнеля видел маленький Поклен, а после и ставил в своём театре.
Эпикуреец Гассенди дал юному студенту чувство понимания радости жизни, неприятия ко злу, пошлости. С разных концов воспитали юного Мольера.
Стоит сказать, что Булгаков со всей любовью показал в становлении Мольера- человека и Мольера-драматурга семью Бежаров. Все члены семьи поверили в его талант, пошли за ним, отдав ему как сбережения, так и главное- способности, таланты. Луи Бежар- брат Мадлены, косой и хромой мальчик, смог быть очень нужным среди босяков-комедиантов. Мадлена с ее талантом актрисы и связями делала все для труппы. Кочевая жизнь будущего великого театра прошла в пыли, балаганах, игрой перед помещиками. Истасканная одежда актёров появлялась и на ярмарках, и перед чиновниками. Мольер смог находить язык как перед духовенством, так и перед теми, кто платил за представления. Наверное, самое большое, что понял для себя драматург,- характеры людей, присмотрелся к их минусам, плюсам. Наблюдения автора помогают ему для фарсов, которые театр и начал ставить на парижских дорогах. Эх, умный Мольер! Его непонятное вдруг желание наняться к парикмахеру считать деньги стало основой пьес. Ведь именно к доме, где появлялись и лавочники, и мясники, забегали служанки, зубы рвал хозяин, стриг клиентов Мольер подсмотрел столько на лицах. Как не понять характеры, как не воспользоваться этими наблюдениями в своих произведениях? Ничего не бывает случайным.
Булгаков не просто рассказывает о Мольере, он живописует эпоху от мелких лавочников до самого, подобного Богу-Людовика 14. Не зная своего времени, как можно творить? Мольер признает и плюсы, и минусы времени, борется с последним через пьесы.
Поразительная картина "Смешных драгоценных", представшая в облике Катон и Мадлен. Без труда высшие чины признали за ними мадам Скюдери и Рамбуйе. Пошлые и фальшивые ужимки, нравы их салонов, произведений Мольер вывел в этом фарсе. Как хохотал зал, с одной стороны, как негодовал, с другой! "Мужайся, Мольер!"- из зала во время представления говорило о том, что комедия удалась. Комик превосходно понял салонную никчемность ритуалов, жеманных острот, вычурного языка. В быту просвещенных людей "дрова любезности в камин дружбы", "советник грации"- о зеркале выглядят смешными, пресными. Что можно сказать о таких людях? Смех, верит Мольер, может и должен исправить недостатки. Как жаль, что великий драматург не сразу осознал, что его удел не трагедия, а комедии. Но благодарная публика ему этот путь подсказала.
Даже факт того, что похоронен Мольер на пятом фунте вглубь земли, где лежат останки самоубийц и младенцев, не уменьшил значение его творчества. Дань памяти не побоялись принести ему более 200 человек в то время, среди них и Шапель, и Лафонтен. Пьесы Великого Драматурга как шли, так и будут блистать на подмостках. В них свет истины, которую не убьешь ничем, даже официальными запретными бумагами.
Спасибо, что читаете. #мысли #мюсли #литература #слово #пишу3403