Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Маятник Фуко

Умберто Эко

  • Аватар пользователя
    Аноним22 ноября 2012 г.

    "Единственно ради вас, сыновья учености и познанья, создавался этот труд. Глядя в книгу, находите намеренья, которые заложены нами в ней; что затемнено семо, то проявлено овамо, да охватится вашей мудростью".

    Генрих Корнелий Агриппа Неттесгеймский. Об оккультной философии

    Восемь лет Умберто Эко писал этот роман. Восемь лет кропотливой работы, потраченных на сбор и обработку информации, изучение старинных текстов и теорий, выстраивание полученных сведений в строгую систему, обретение и изобретение связей, создание архитектуры текста. И предваряя свое творение вышеприведенным эпиграфом, итальянский мастер заранее намекает, какому читателю оно предназначено.

    Читать "Маятник Фуко" - непростая задача. Он не был написан для человека, который подобно зрителю в кинотеатре ждет, хрустя попкорном, чтобы ему все преподнесли на блюдечке и разложили по полочкам. Читателю придется усиленно работать с текстом, придется искать, мало того - он должен захотеть искать, добровольно войти в лабиринт, чтобы найти чудовище, сразиться с ним и победить - если хватит упорства и решимости.

    "Маятник Фуко" - квинтэссенция интеллектуальной прозы, и Эко намеренно насыщает текст таким гигантским количеством энциклопедической информации, что приходится детально разбираться в каждом новом повороте, продвигаться медленно и вдумчиво, постоянно возвращаться к осталенным меткам, чтобы иметь возможность идти по (лабиринту) тексту дальше, не теряя нити (Ариадны) повествования. Того читателя, который возомнит, будто создание столь запутанного текста - есть единственная цель (Миноса) Эко, ждет неудача, и он никогда не доберется до цели.

    Вся лавина знаний из области истории, искусства, тайных учений, секретных текстов, философии, религии, астрономии, матетатики; весь сонм образов, идей и аллюзий; всё это обрушивается на читателя вовсе не для того, чтобы сбить его с толку и насмеяться над ним, нет - чтобы читатель нашел в себе силы разглядеть за слепящим буйством интеллектуальной стихии, что всё это - лишь мистификация и игра, что мир огромен и непостижим, что стены лабиринта - суть иллюзии, а чудовищ в нем нет и в помине.

    Говорить об этом романе ничуть не легче, чем читать его, а пытаться выразить все его величие и красоту в рамках одного этого отзыва - дело заведомо безнадежное и нелепое. Я бесконечно благодарен маэстро за подаренный нам литературный и философский шедевр, уверен, что буду всегда к нему возвращаться и каждый раз обнаруживать новое. Не забыт еще тот год, который был проведен в обществе Казобона, Бельбо и Диоталлеви, доктора Ди, Андреэ, Бэкона и Хунрата; тамплиеров, розенкрейцеров и масонов; бразильских духов и Горного Старца. Хочется, чтобы Умберто Эко был доволен мной как читателем; хочется, чтобы эпиграф был адресован также и мне.

    18
    141