Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

The End of Mr. Y

Scarlett Thomas

  • Аватар пользователя
    Аноним21 ноября 2012 г.

    Я немало читала отзывов об этой книге, и почти все они были негативными. Большую роль в этом, как мне кажется, сыграло роскошное оформление книги. Это изумительное издание – специфическая обложка, черный срез. Книга выглядит загадочной и прямо-таки просит, чтобы ее приютили у себя на полке. Как результат – произведение часто попадает не на того читателя. Иными словами, мы ждем от нее большего, чем получаем.

    И все-таки я бы не сказала, что книга плохая или же неинтересная. Несмотря на незамысловатость сюжета — в руки героини, страстно любящей малоизвестного писателя 19-го века Томаса Э. Люмаса, случайно попадает его роман "Наваждение" (единственный уцелевший экземпляр), и во вроде как вымышленной истории рассказывается о существовании четвертого измерения, состоящего сплошь из мыслей, и о рецепте микстуры, с помощью которой можно в это самое измерение, «тропосферу», попасть, и таким образом перемещать свое сознание в сознание других людей, что героиня, разумеется, и решила испробовать — так вот, несмотря на эту незамысловатость, выглядит интересно и местами даже весомо. Добрая доля теоретической физики в сочетании с философскими измышлизмами смотрится странно и здорово. Устройство тропосферы доставляет удовольствие совершенно цивильными заморочками. Если в большинстве подобных произведений мир человека представляется как этакий сюрреалистический уголок, то тут все совсем иначе, и мысль, конечно, верная — то есть, тропосфера для отдельного человека (не его личная, а как он ее видит, а все видят по-разному, ибо по-разному мыслят) основывается скорее на впечатлениях от реальной жизни, а не от далеких от нее размышлений и похороненных некогда эмоций. Для всех упомянутых персонажей тропосфера была городом, порой мрачным, порой отдающим затхлостью прошлого и тишиной, порой полной неоновых вывесок магазинов, вход в которые в большинстве своем пропускал мыслепутешественника в чужое сознание. И, кстати, этот момент тоже обыгран неплохо. При посещении чужого сознания (не всегда человеческого), описывается все так, что, действительно, веришь. Занятные это моменты: прогулки по чужому сознанию и тропосфера как мир, возникший благодаря языку, потому что неизвестно, были бы мысли, если бы не было языка.


    «...сознание напрямую связано с языком, указывая, что из бессознательно агукающих младенцев мы превращаемся в часть так называемого «символического порядка» (то есть открываем для себя сознательный мир) в тот самый момент, когда приобретаем язык. В тот же самый момент мы осознаем, что представляем собой самостоятельное существо. Мы — не то же самое, что наши матери (слава богу!). Мы становимся чем-то, что называется «я» и может существовать лишь потому, что существуют другие.
    Но мир построен из слов (по крайней мере, мой мир — точно), и все мы знаем, какой ненадежный это материал. Это настоящий симулякр — закрытая система, точь-в-точь такая же, как математика, в которой все имеет смысл лишь потому, что не является чем-то другим. Число 2 означает что-то потому, что оно не 1 и не 3. Дом существует только потому, что он не лодка и не улица. Я — это я, и только я, потому что я не кто-нибудь другой. Это система существования без означаемых — с одними только означающими. Вся система существования — это закрытая система, зависшая на одном месте, словно судно в шлюзе».

    Единственное, на что нещадно напрашивается роман, так это на вырезание парочки-другой постельных сцен, которые, создается впечатление, наляпаны только для того, чтобы порадовать читательниц женского полу и блондинистой сущности после объемистых лекций по физическим теориям. Осилил лекцию – получи приз! Ну да ладно. За смысл и, действительно, неплохое воплощение можно закрыть на это глаза.

    7
    48