Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Madame Bovary

Gustave Flaubert

  • Аватар пользователя
    AntonKopach-Bystryanskiy21 мая 2021 г.

    великий роман чувств и... жертв ипотеки, кредита, мещанства...

    Если Анну Каренину задавил поезд, этот символ нового века с его технологическими новшествами и бездушными машинами, то Эмму Бовари погубило мещанство, век ростовщичества, погони за прибылью. По-моему, Флобер создал одно из самых гениальных по стилю и эмоциональности произведение, раскрывающее мятежную женскую душу, жаждущую любви, разнообразия, не терпящую косности, но так легко поддающуюся уверениям мужчин, своим мечтам, наваждению...

    «Госпожа Бовари» течёт тихо и просто, как речушка в предместьях Руана (всего 120 км от Парижа). Жизнь словно расписана по главам: Шарль Бовари кое-как учится, получает хорошее место сельского врача, его женят на опытной и крепко стоящей на ногах вдове... Но обращает внимание он на милую дочь фермера, которому вылечил ногу. Эмма начитана, любит музыку, притягивает к себе, в этих сельских местах (они и спустя 200 лет такие же, только техника кругом и асфальт) выделяется статью, благородством. Тут и жена удачно померла. Шарль и Эмма словно пример удачного брака с постоянным доходом и крепким хозяйством, красотой Верхней Нормандии с садами и полями предстаёт в романе.



    Удивительно тонко Флобер выстраивает мост от романтизма к реализму. Эмма начинает тяготиться увальнем-мужем, который её обожает и любит как умеет. Тоска и тяга к страстям, к большому свету её начинают угнетать. Шаг за шагом Флобер вырисовывает изменения в Эмме, вначале это бал у какого-то виконта, потом мечты о Париже, переезд в другой город и новое общество, оказавшееся чуть более интересным, но таким же сельским. Эмма рожает, но её эмоциональность раскрывается в тайной влюблённости. Вначале молодой помощник юриста, потом бывалый местный помещик, покоритель женских сердец... Романтика и цинизм — вещи совместимые?


    «Вожделения, горести, опыт в наслаждениях, вечно юные мечты — всё это было так же необходимо для её постепенного душевного роста, как цветам необходимы удобрение, дождь, ветер и солнце, и теперь она вдруг раскрылась во всей полноте своей натуры»


    Досконально продуманный и удивляющий подробными описаниями всего и вся, роман Флобера лично для меня явился тестом на сочувствие...
    Эмма Бовари идёт на поводу своих чувств, мечтаний и эмоций, но ведь и все остальные герои романа такие же. То муж пустился в авантюру, поддавшись уговорам прооперировать ногу с врождённой деформацией стопы, то местный фармацевт пускает пыль в глаза своей псевдоучёностью, строчит статьи в газеты... Да все мы немного Эмма Бовари, мы строим воздушные замки с такой лёгкостью, доверяем людям, влюблёнными мы так быстро рисуем почти идеальный образ своих возлюбленных... Сам же Шарль до самого конца даже не знал, что его жена встречается в городе с любовником по четвергам... И вообще, знаем ли мы что-то о другом, о человеке, который рядом с нами? Не рисуем ли мы образ, который не соответствует действительнсти?

    Флобер сломал рамки любовного романа, создав новаторский для своего времени реалистичный роман о времени и окружении, в котором жил. Сам сын известного хирурга (отец был заведующим отделения хирургии в больнице Руана), Флобер обрисовал плачевное состояние медицины, одна сцена с умирающей от отравления Эммой и двумя врачами, которые ничего не могут сделать, показательна.

    Тяга к вещам красивым, к дорогим нарядам, ко всем тем деталям, которые для женщины составляют довольство, комфорт, удовольствие... Наравне с любовным желанием и страстью, эта тяга, этот соблазн нашёл своего чёрта, эдакого Мефистофеля, ушлого лавочника, который будет предлагать брать и брать, заключать закладные, которые в итоге доведут Эмму до отчаяния. И первая, и вторая попытка самоубийства у Эммы связаны с разрушением её иллюзий и веры в любовь, в человека, но вторая попытка связана ещё и с этим бытовым, мещанским вопросом выплаты денег по закладным, этими долгами, которые толкают бедную Эмму в тёмный склад фармацевта за ядом.

    Вот так автор смог показать крушение романтизма перед лицом вещизма, прагматизма, цинизма... Сегодня тоже вопрос этот актуальный, "продать себя подороже" или остаться верным себе (и возможно ли остаться верным?)... Эмму мне искренне жаль. Чем ещё ценна классика, так это затрагиванием души, чувствительных её струн. Это тест на сочувствие и сопереживание, на умение понять другого. Или сказать:


    «— Это игра судьбы!»
    8
    440