Рецензия на книгу
The Devil and the Dark Water
Stuart Turton
Аноним20 мая 2021 г.«Вода-вода, кругом вода…»
Предыдущая книга Тертона была ужасна. Видимо, за это ее и полюбили. Хорошие вещи не полюбят, а плохие, пожалуйста. Мир несправедлив. Одно утешенье – забудут и не вспомнят, уже забыли.
Можно ли написать хуже?
Запросто.
Жанровый коктейль продолжается. Детективная составляющая еще глубже погребена под модным ныне смешением жанров (здесь это еще и мистика, маринистика, приключения).
Когда обещают так много, есть шанс в итоге не получить ничего. Но для того и микс. Можно играть на всем сразу, не умея, ни на чем в отдельности. Пройтись по верхам, сыпануть известного (контрабанда, разлад между корабельным начальством, заговоры, мятеж экипажа, боцман – гроза морей, охотник за нечистью, какой-то таинственный и всемогущий совет чего-то там и т.д.).
В этом тексте все так и есть.
Флотилия голландских кораблей выходит из Батавии в Амстердам.
Для романа экипировано все. На борту известный следователь в кандалах (лицо исторически известное – Сэм Пипс, так пишут теперь про Агат Кристи, Конан Дойлей и еще Бог весть про кого), команда – потенциальные преступники. Да, не забываем о пассажирах! Высший свет, но клейма на каждом тоже ставить уже некуда.
Плавание с самого начала обещает быть несчастливым – корабль проклят. Но дело не в этом, а в том, что как обычно бывает уже в нынешних «детективах», на борту собрался редкостный террариум единомышленников. Пауки в банке – ничего хорошего не жди.
Должно увлечь с первой страницы. А нет, чего-то не хватает. Соли, приправы, таланта.
Обещают мистику. Ее не будет. Не оттого что мистика – враг трезвого мышления, а значит, детектива. Мистика требует атмосферности, чего в книге нет как нет. «Он пугает, а мне не страшно». Одного упоминания заморского Бабайки недостаточно. Надо чтоб этот Бабайка реально, зримо действовал. У Конан Дойла, чье имя упомянуто в рекламной аннотации, в собаке, бегающей по болотам, много больше от адского пса, чем в здешнем Старом Томе, о существовании которого свидетельствуют лишь бабьи сказки, подлые шепоты (такой организовать нетрудно, мы помним еще по «Гафине де Монсоро»), да работа вполне зримых приспешников, рисующих пугающие знаки и творящих разные пакости во устрашение.
Детектив.
Всю книгу меня мучил вопрос. А какого лешего они все сели на корабль? Объяснение в тексте имеется. Но ближе к концу. А так морское путешествие выглядит чистым авторским произволом – посадил всех, чтоб потом издеваться и продать текст незадачливому читателю.
Самое популярное ныне преступление – убийство. Оно здесь есть, ради него все закручено. Но вернее сказать иначе: оно есть, а под него ничего не закручено. По правилам жанра – оно должно быть очевидным образом в центре. Это такая негласная конвенция между писателем и читателем. Тут ничего подобного. Хотя положенные криминальному жанру трупы в наличии. Но ощущения, что мы читаем о каком-то конкретном преступлении - отсутствует. Мы постоянно распыляемся, отвлекаемся то на то, то на это. В этом есть нечто неправильное.
Всю книгу идет какая-то бессмысленная, бесцельная, занудная возня. Все терпеть не могут всех. Ну а нам-то что с этого? Триста страниц все бродят как в тумане, пока наконец с цепи не спускают знаменитого Пипса (мы должны поверить на слово, что у того за спиной куча раскрытых дел, а у Тертона – куча написанных про эти дела книжек). И результаты вновь поражают. Конспирология бьет детектив. Преступление оказывается наказанием.
Исторической достоверности от книги ждать не приходится. Автор взял декорации попроще, но дальше шпарит так, словно на дворе отнюдь не XVII век. Нет, никакой это не исторический детектив. За историческим к Сэнсому.
Напихано под обложку много чего. Но книги нет. Сюжет не увлекает, герои блеклые и оставляют равнодушными. Мне кажется, автор не умеет ничего. Это видно было уже по первому роману. А тут просто кричаще очевидно – набросанные кучи слов. Он и в послесловии признается, что одолевал книгу. Это видно. Но раз у него так было, то что должно случится с нами, читателями? У автора впереди маячила морковка, а у нас только желание хоть как-то дотянуть до конца этого занудного преступного плавания.
Такое ни читать, ни издавать не следует. Однако кто нас будет слушать. Теперь Тернтон проект. В него вложены большие деньги. И читатель будет просто обязан прочитать любую ахинею, которую он напишет.
432,6K