Рецензия на книгу
Klara and the Sun
Kazuo Ishiguro
Auf_Naxos16 мая 2021 г.Новый роман Исигуро - по сути, сказка для взрослых с ощутимо сильными японскими корнями.
Традиционная религия японцев - синтоизм, в котором божества - ками - живут в самых разных природных объектах. Японцы одушевляют различные предметы и просят у них помощи в бытовых жизненных ситуациях. Андроид Клара - робот с особыми когнитивными функциями - в романе Исигуро становится чуть ли самым одушевленным персонажем, способным к глубокой эмпатии и особой преданности.
Солнце (следующий по важности герой сказки, что даже вынесено в заглавие) обладает божественной силой исцеления. Любой, кто хоть немного знаком с японскими легендами, легко узнает в нем японскую богиню солнца Аматэрасу, изобретательницу рису (неслучайно путь к ней проходит через заросли травы), живущую в собственном святилище, здесь - в сарае соседа.
Наконец, сама идея Искусственного Друга или Искусственной Подруги - по большому счету, авторская интерпретация популярных в Японии сервисов краткосрочной аренды друзей и семьи, а уж дружба с роботом - и вовсе общее место современной японской культуры.
Но это, конечно, не более чем наблюдения - в первую очередь о том, что Исигуро, еще в детстве покинувший Японию, навсегда остается носителем ее культурного кода.
Если говорить о романе, то пронзительной чистоты, накрывающей читателя в финале очевидно первичного текста "Не отпускай меня", тут достичь не получается. Последняя глава низводит на нет всю эту длительную подготовку читателя к большому прыжку катарсиса, автор как будто говорит: "В этот раз обойдемся без этого". Зачем он это делает - то ли из-за возможных упреков во вторичности, то ли в попытке не проваливаться в черный пессимизм, не до конца понятно. Конечно, тоска и грусть все равно терпеливо поджидают читателя, но это тоска привычного уровня - дети выросли и разлюбили друг друга, любимые игрушки отправлены на чердак, а позже и вовсе вывезены на свалку. Се ля ви взросления, тут уж ничего не поделаешь.
Тема с форсированием остается спорной. Автор показывает, что иные так называемые "нефорсированные" оказываются очевидно умнее и одареннее тех, кто прошел генную модификацию, и вся затея - не более чем очередная попытка разбить общество на касты и с детства взращивать элиту по признаку готовности за эту элитарность платить - в лучшем случае только деньгами. Вообще, одна из ключевых тем романа - как всегда у Исигуро (и это вновь очень по-японски) - тема социального одобрения, включенности в общество, социализации любой ценой.
Несмотря на неорганичную концовку (текст напоминает отдельные хорошие фильмы после продюсерского вмешательства), это все же очень достойный роман -- многослойный, увлекательный и ясный. Исигуро - мастер полушепота и мягкого освещения, он неторопливо увлекает за собой и, певуче закончив, оставляет читателя в раздумьях. И хотя этот роман очевидно вторичен и уже не так ошеломляет, как Never Let Me Go, прочитать его точно стоит.
Содержит спойлеры10308