Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Темный цветок

Джон Голсуорси

  • Аватар пользователя
    Serliks15 мая 2021 г.
    Сидя сейчас у огня, пока ничего еще не было решено, он словно бы обозревал ее с самого начала, со всеми ее дьявольскими тонкими хитросплетениями, медленными, подспудными чарами, источаемыми скорее из него самого, из тела его и духа, нежели из внешнего очарования, — будто какая-то роковая сила, долго дремавшая в нем, пробуждалась опять, чтобы опять расцвесть темным цветком…

    История темной страсти глазами мужчины, прошедшего этапы жизни: юности – Весны, молодости – Лета, зрелости – Осени. И каждый раз героя – Марка Леннона захлестывала страсть. История страстей, эгоизма и размышлений о том, свободна ли любовь?

    Весна начинается с того, что юный девятнадцатилетний Марк влюбляется в жену своего профессора, преподающего литературу – Анну. Если «старик Стормер» весьма циничный и сухой человек, считающий женщин существами второго сорта, то Анна – тридцати шестилетняя, красивая, сильная и страстная женщина.

    Лето соединяет уже повзрослевшего, двадцатишестилетнего Марка, отдавшегося искусству и скульптуре, с его ровесницей – Олив. Она тоже несчастлива в браке с нелюбимым мужем, холодным и жестоким человеком. Роберт Крэмьер очень напоминает собственника-Сомса из «Саги». Он хоть и любит свою жену, но скорее, как свою собственность, то, что принадлежит ему.


    — Но запомни: что не дано мне, не достанется и другому. Ты поняла меня? Никому другому! — И он наклонился к самому ее лицу, повторяя: — Ты поняла меня, преступная жена?

    Автор показывает обоих мужей: и профессора Стормера и Крэмьера весьма неприятными субъектами, такими, которые совершенно не вызывают сочувствия читателя. Хотя в данном романе никто из персонажей не вызывал моего сочувствия или участия, ни жены, ни мужья, ни сам герой, который к концу книги вызывал чуть ли не антипатию, со всеми своими размышлениями о любви и свободе, о том, что любовь (хотя я бы не назвала это любовью, а именно страстью, одержимостью, порывом) превыше всех норм и правил.

    Осенью своей сорока шестилетней жизни, Марк, уже заслуженный скульптор, и муж Сильвии, с которой мы уже сталкивались Весной, вновь бросается в темный омут страстей. На этот раз его «музой» становится восемнадцатилетняя девочка – дочь его школьного друга. В душе Леннона опять раскрывается темный цветок страсти, и теперь страдает не только он и объект его страсти, но и его жена, с которой они спокойно прожили пятнадцать лет.

    По сравнению с «Сагой» роман, конечно, проигрывает, но здесь тот же изящный, летящий слог, напряжение и драматизм. Адекватный конец весьма порадовал, все же не ожидала я от Марка рациональности. Скорее уж думала, что он опять погонится за своей весной, чтобы хоть еще на чуть-чуть продлить собственную молодость.


    Конец! Долгая борьба пришла к концу! Юность с юностью, лето с летом, листопад с листопадом!
    34
    562