Рецензия на книгу
Нетерпение сердца
Стефан Цвейг
Аноним15 мая 2021 г.Сильно и больно
Становление Стефана Цвейга как человека и как писателя пришлось на первую половину 20 века: время войн, революций, расцвета национализма и экспансионизма великих держав.
Современники характеризуют его как образованного, тонкого, чуткого и отзывчивого человека, настоящего гуманиста, увлеченного путешественника. Цвейг обладал поистине энциклопедическими знаниями во многих областях, собирал коллекцию предметов, принадлежащих гениям прошлого, и отличался невероятной работоспособностью.
Характерной особенностью сочинений Цвейга является то, что практически все они трагичны. Как правило, это острый психологизм повествования и резкая, болезненная, страшная развязка удивительной по накалу страстей истории.
Так роман «Нетерпение сердца» пронзил меня в самое сердце и видимо надолго поселился в моей памяти, чувствах, мыслях и эмоциях.
Лейтмотивом произведения является тема сострадания: истинного и ложного, искреннего и поверхностного, созидающего и разрушающего.
Идет 1914 год, Австро-Венгрия, мы попадаем в небольшой городок у венгерской границы и знакомимся с Антоном Гофмиллером, молодым лейтенантом уланского полка. Будни главного героя наполнены военной муштрой, а свободные вечера он проводит в кабаках с сослуживцами, играет в карты или разъезжает на лошади по окрестностям. Однажды, волею судеб, он попадает в поместье местного магната, барона фон Кекешфальва, где знакомится с двумя молодыми женщинами, одна из которых прикована к инвалидному креслу.
Эдит фон Кекешфальва, дочь хозяина усадьбы — тонкая, хрупкая, болезненная девушка 17 лет, похожая на ребенка, - уже несколько лет страдает параличом ног. (Ряд немецких исследователей творчества С.Цвейга считают прототипом героини вторую жену писателя, Шарлотту Альтманн, угасающую от астмы). Эдит практически не покидает поместье, ее общение ограничивается, в основном, семейным кругом: отцом, кузиной Илоной и слугой Йозефом. Появление лейтенанта, его легкое, полное жизнерадостного оптимизма общение производит на нее неизгладимое впечатление: Эдит влюбляется.
Гофмиллер тоже чувствует себя прекрасно в окружении милых дам, смеется и сыпет шутками, но романтического подтекста в его поведении нет. (Изначально его привлекает женственная Илона, но девушка сообщает, что помолвлена).
В доме Кекешфальва всё подчинено интересам и желаниям Эдит. Ее героиня капризна и эгоистична, но это в большей степени продиктовано средой, в которой ей довелось взрослеть и в которой она непрерывно находится. Мы видим слугу Йозефа, который улыбается, когда радуется Эдит, и грустит, когда девушка расстроена. Знакомимся с Илоной, свадьба которой откладывается в ожидании улучшения здоровья Эдит. Ну и конечно сам барон Лайош фон Кекешфальва олицетворяет собой образ глубоко любящего отца, безмерно балующего своего ребенка (но не воспитавшего в нем силы духа, уважения к себе и другим, любви к жизни, в конце концов). Кекешфальва безмерно страдает, видя отчаяние дочери, обустраивает дом по последнему слову стиля и техники, подчиняя всё вокруг лишь ее комфорту. Постоянно ищутся и пробуются новые способы лечения в надежде победить болезнь. Этой борьбе и посвящена жизнь усадьбы, других радостей и горестей у ее обитателей как будто нет.
Эдит умна, она замечает и чувствует движения души и помыслы окружающих. Она откровенна, прямо высказывает всё, что есть у нее в душе и в мыслях. Но влюбившись, она, как и тысячи молодых девушек до нее и после, начинает мечтать, придумывать, выдавать желаемое за действительное. Будучи натурой тревожной и привыкшей, что все ее требования выполняются, она не спит ночами, беспрерывно будит родных, требуя от них подтверждения ее догадок, жаждая услышать, что Тони испытывает к ней хоть самую малую толику чувств.
Гофмиллер не видит и не замечает ничего этого. Нелюбимый ребенок в прошлом, он остро переживает нехватку признания со стороны окружающих и потребность быть кому-то нужным и приятным. Герою очень хотелось быть интересным, быть значимым, необходимым, прикоснуться к тонкому и прекрасному женскому обществу, отличному от постоянной муштры и грубых нравов казарменного быта.
Озарение нисходит на Антона, лишь когда Эдит целует его, поддавшись страстному порыву. Героя этот жест приводит в состояние шока, он не может поверить, что инвалид, калека, способна испытывать чувственную любовь. Он не хочет этой любви, но с ужасом понимает, что стал ее жертвой.
Цвейг знакомит нас также еще с одним важным героем - доктором Кондором. Этот непривлекательный внешне человек обладает невероятным благородством и силой духа. Устами Кондора писатель говорит нам о существовании двух видов сострадания: «малодушном и сентиментальном», стремящимся лишь «избавить самого себя от тягостного ощущения при виде чужого несчастья», и в противовес ему сострадании истинном, делающим «всё, что в человеческих силах и даже свыше их». Жена доктора слепа, и на брак с ней он решился, чтобы спасти больную и подарить ей желание жить, поняв, что вылечить ее не удастся. Такое самопожертвование противопоставляется в романе легкости Гофмиллера, желающего лишь скрасить одинокие часы девушке-инвалиду, вновь и вновь ощущая себя значимым и интересным, а в особые мгновения даже Богом для несчастной семьи.
Кондор, хоть и говорит о том, что «всё-таки стоит обременить себя тяжкой ношей, если другому от этого станет легче», не требует от Гофмиллера того же, он просит его лишь не бросать Эдит в ее безумной страсти, не отрекаться от нее, остаться рядом всего лишь на неделю, до отъезда девушки на лечение в Швейцарию. Доктор прозорливо замечает, что причина замешательства Антона не в физическом недостатке героини, а в боязни общественного мнения, страхе быть осмеянным, неверно понятым.
Тем не менее задание доктора Гофмиллер провалит, не сумев вынести давления окружающих. Выбор, который Эдит делает в конце, хоть и типичен для произведений писателя, но оттого не менее горек.Интересно, что основная идея романа — добровольное самопожертвование во имя ближнего как высшая добродетель — довольна спорна. Можно ли построить счастье одних на несчастье других? Все герои Цвейга, явившие тот или иной пример истинного сострадания, такие как Кондор, барон Кекешфальва, Балинкаи, испытывали если и не любовь, то хотя бы симпатию, уважение, нежность к своим избранницам, и эти чувства, возможно, и переросли позже во что-то более сильное. Я думаю, им хватило бы благородства не уподоблять девушку, делающую первые самостоятельные шаги, мешку овса и не бояться протянуть ей руку помощи.
В завершение не могу не упомянуть о двух темах, не центральных для сюжета, но невероятно важных для писателя: это война и антисемитизм. Нелюбовь общества того времени к представителям еврейской нации стала одной из причин неприятия Гофмиллером своей связи с Эдит и всем семейством Кекешфальва. Цвейг очень тревожно воспринимал нарастающие расовые противоречия в Европе, восхищался Бразилией, многонациональной и толерантной.
На последних страницах романа автор дает давящее, страшное описание человека на войне, показывает, как стирается значение человеческой жизни во время сражений, как притупляется чувство вины. Человек становится лишь винтиком в машине убийств.«Нетерпение сердца» - великий труд великого гения, мастера психологических описаний и тончайших оттенков чувств. Спасибо за возможность стать лучше!
2146