Рецензия на книгу
Инспектор мертвых
Дэвид Моррелл
Аноним14 мая 2021 г.«Месть хороша, пока ты ее не совершил».
Очень сложно обсуждать эту книгу, не прибегая к спойлерам, поэтому постараюсь описать только свои впечатления. Которых так много, что если я не выплесну все на маячащий у меня перед глазами лист, чувствую, меня разорвет, как лягушку.
Прежде всего хочется отметить, что продолжая повествование о приключениях Томаса Де Квинси, автор Дэвид Моррелл не только не топчется на месте, но переходит в своей работе на более высокий уровень. Это касается как поднятой им темы, так и развития, причем неважно, что именно развивается: сюжет, персонажи, сплетение исторических аспектов и того вымысла, который кажется правдой, таковым при этом не являясь.
Для меня даже не особенно важны были вопросы о том, что именно является выдумкой, так как повествование в буквальном смысле меня пленило, причем настолько, что в конце я читала, проглатывая текст, и чувствовала, что просто не могу им насытиться.Сюжет «Инспектора мертвых» не менее, а даже более кровав, нежели «Изящное искусство смерти», и при этом подан таким образом, что, казалось бы, привычный к совершенно любым видам литературного насилия читатель чувствует себя неуютно при описании всех тех зверств, что творятся на страницах книги. Не так уж трудно прочувствовать тревогу, плавно переходящую в панику, страх и безумие тех, кто вынужден соседствовать с творящейся кровавой вакханалией и все глубже погружаться в омут этого безумного буйства смерти. И чем дальше продвигается сюжет, чем больше подробностей всплывает на его мутную, грязную и леденящую кровь поверхность, тем более проникновенно, с большим участием, волнением, сопереживанием воспринимаются дальнейшие события.
Необычна в данном случае и личность преступника. И не в том плане, что его легко или трудно угадать. На самом деле, я и угадала, хотя была пара моментов, сбивших меня с толку. Но то, каким именно образом автор раскрутил всю интригу, какой интересный и не так уж часто исполняемый в книгах трюк исполнил, вызывает самые искренние аплодисменты.
«Тот, кто выносит приговор, сам заносит меч».
Но правомерно ли прибегать к самосуду? То, что понимается и принимается, с течением времени превращается в звериную, неоправданную и непростительную жестокость. И пусть все новые и новые витки истории показывают весь спектр страданий того, кто в итоге решил заставить страдать других, пусть новые факты, обнажающие истинный облик «жертв», вызывают отвращение и отторжение, однако это все в итоге скатывается в ужасающий своей циничной жестокостью ком злобы и боли, который в итоге не приносит должного облегчения, а опустошает еще больше.
И потому все философские мысли и высказывания Де Квинси, которыми переполнена книга, заставляют не просто читать, не только думать, но и осмысливать и переоценивать то, что можно принять и одобрить с наскока.
Можно? А нужно ли?Конечно, в какой-то момент история стала казаться мне выходящей за рамки правдоподобия. Интрига с королевой была интересна, но чем дальше она раскручивалась, тем казалась фантастичнее. Хотя, думаю, это еще и оттого, что я никогда не интересовалась личностью королевы Виктории и потому мне отчасти трудно предположить, насколько открытой или прямой она могла быть в общении. И пожалуй, именно этот факт и вызывает у меня желание не просто продолжить погружаться в недра викторианской эпохи благодаря творчеству Мэри Брэддон, Уилки Коллинза или Чарльза Диккенса, но совершить самый глубокий нырок, чтобы вернуться к истокам самого происхождения так называемого «викторианства».
Браво, Дэвид Моррелл! Просто... просто браво!Вообще не могу не отметить, что трилогия (хорошо, пока что дилогия — с учетом, что я еще не прочитала третью книгу) о Любителе Опиума заставляет постоянно вариться в происходящем. События прокручиваются в голове, словно мельничные жернова, заставляя постоянно размышлять, повторять и предполагать. Авторский стиль гладок и текуч, цитаты точны и полны юмора и иронии, а персонажи раскрываются и расцвечиваются новыми красками, играют всевозможными свежими оттенками, вызывая к себе все большие интерес и симпатию. Мне было приятно, что в этой книге роль Эмили Де Квинси была более объемна и, хотя я (надеюсь, что пока!) не получила того, на что не перестаю надеяться (давай, Шон, раздупляйся уже! Пока Эмили и правда в какую-нибудь миротворческую миссию не укатила), однако даже тонкие и целомудренные намеки вызывают в некоторой степени большее умиление, чем если бы это были более откровенные или пылкие признания, однако при этом понимаю, что романтика в любом случае не является самоцелью этого романа. Она всего лишь приятное, жизненное и реалистичное дополнение к более ярким, живым и убедительным взаимоотношениям между героями. И есть она или нет ее, никак не влияет на то, что мне уже второй раз жаль с ними расставаться.
6258