Рецензия на книгу
Murder as a Fine Art
David Morrell
Аноним14 мая 2021 г.Неисчислимое множество книг — детективов, триллеров, ужасов — посвящены искусству смерти. Кровавые и жестокие либо же бескровные и отточенные, они не являются самоцелью, так как тема смерти не выставляется на первый план.
Однако при погружении с головой в викторианскую Англию, переносясь на грязные и унылые улочки Оксфорд-стрит, в окружении плотного желтоватого тумана, являясь непосредственным участником описываемых событий, само название книги становится не просто завлекательной картинкой, которая вызывает желание узнать, чем же именно заманивает читателей искушенный автор, но предлагает взглянуть на не единожды обыгрываемую в литературе тему под новым углом.«Убийство само по себе не является злом, все зависит от точки зрения».
В какой-то мере автор и сам отвечает на этот вопрос. Точнее, его устами говорит Любитель Опиума — Томас Де Квинси, чьи блуждания в немыслимых и непостижимых высотах под воздействием лауданума словно раздвигают уже всем известные границы. И в самом деле, прислушиваясь к его словам, осознавая причинно-следственные связи, мотивы и поступки, приходит и полноценное понимание этой цитаты. Не то чтобы об этом никто никогда не думал в последующие годы, однако в некотором роде именно Де Квинси (и я сейчас говорю не только о том Де Квинси, с которым познакомилась благодаря книге, но и о том реальном, с которого — причем довольно точно — был срисован книжный герой) задал векторное направление попыткам осмысления подобного убеждения.
Когда-то давно я смотрела корейскую дораму «Белое Рождество». И главным вопросом, лейтмотивом проходящим через весь сериал, был вопрос: «Чудовищами рождаются? Или становятся?».
И как же можно на него ответить?«- В нашем сознании есть двери.
- Двери? - озадаченно спросил Райан.
- Я открываю их и обнаруживаю мысли и чувства, которые меня контролируют, но о существовании которых я не знаю. К несчастью, процесс самопознания может обернуться кошмаром...».
Известно, что «сон разума рождает чудовищ». Но его чрезмерное бодрствование может породить не просто чудовищ, а самых настоящих демонов, творящих немыслимое, и верящих в то, что именно их бодрствование способно изменить существующий несправедливый порядок вещей. Правда, стоит ли справедливость подобной грязи? И оправданна ли она будет в итоге?
Несмотря на то, что Дэвид Моррелл очевидно не является автором только «одного произведения» и только «одного героя», и судить по одной книге, в общем-то, бывает довольно сложно, но должна признаться, что если вторая и третья книги, посвященные Томасу Де Квинси, хотя бы в половину так же хороши, как первая, то я готова снять воображаемую шляпу, хоть девушки и лишены необходимости подобного проявления уважения, и даже готова проявить должное рвение в плане знакомства с остальным его творчеством.
Мне импонирует его подход. Мне нравится его стиль. Меня восхищают его персонажи, уважительное и вместе с тем лишенное чрезмерности отношение к ним, мягкий и даже утонченный юмор, четкие и точные, без ненужной конкретики, исторические пояснения. Меня восхищает сама идея его книги. И не потому, что я, как и Де Квинси, считаю убийство одним из изящных искусств.
Поставив перед собой цель передать дух и колорит давным-давно минувшей эпохи, автор проделал грандиозную по своей масштабности работу, создав своего рода портал, способный перебросить читателя в те времена, когда только-только зародилось железнодорожное сообщение между городами, когда улицы кишмя кишели разношерстными «оливерами твистами», а Лондон, еще не вкусив всех ужасов появления Джека-Потрошителя, тем не менее вовсю сыпал остротами про Джека-Попрыгунчика. И это лишь самое известное, тогда как Моррелл выказал значительно большее, углубленное и тщательное погружение во все тонкости того времени.
Поэтому веришь. Веришь ему, веришь эпохе, веришь героям, эту эпоху населяющим. По сути своей, хотя некоторые и не являются историческими личностями, однако читая описания их приключений, их реплики, прокручивая в уме их диалоги, начинаешь желать, чтобы где-то когда-то действительно были такие люди — храбрые, честные, самоотверженные и полные той харизматичной убежденности, за которой не страшно броситься ни в бушующее пламя пожара, ни в ледяную воду Темзы.Многие современные авторы пытаются пробовать себя в жанре исторического романа. Читая их, понимаешь, как тонка, насколько зыбка грань между реальностью и вымыслом и как трудно сохранить тот уникальный баланс, который не исказит уже известное, но добавит «специй» - остроты, пикантности, изюминки, не выходя при этом за рамки литературных приличий. И среди множества имен первым мастером, успешно справившимся с поставленной задачей я назову имя — Дэвид Моррелл.
588