Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Месть стальной крысы

Гарри Гаррисон

  • Аватар пользователя
    Uchilka17 ноября 2012 г.

    Очень не хочется сравнивать четвертую книгу про Стальную Крысу с предыдущими и говорить, что она, мол, слабее. Это цикл, и этим все сказано. Разве мы расстраивались в детстве, когда в очередной серии Ну, погоди! волк начинал очередную погоню за зайцем? Нет. Хотя сюжеты, в общем-то, не баловали нас разнообразием. Главной составляющей было то, что заяц убегает, волк догоняет. Всё. Так вот, организация романов Стальной Крысы точно такая же. Имеется главный герой, мошенник, авантюрист, работающий на секретную организацию, который попадает в разные межгалактические переделки. А затем Гаррисон при помощи своего языка дополняет этот остов различными деталями. И тут, на мой взгляд, сразу можно выдавать три звезды. Далее уже вопрос пристрастия или настроения.

    Немного конкретики в адрес Мести Стальной Крысы. Наш почти остепенившийся герой и его новоиспеченная жена (в прошлом жестокая убийца) ждут первенца, а потому на очередное задание по спасению галактик Джимми отправляется в одиночестве. Вообще, вся эта линия с семьей немного напрягает в контексте данного цикла. Это все равно что выдать прогулочную коляску с детьми и список продуктов, которые надо захватить в супермаркете по пути домой Джеймсу Бонду. То есть нелепо. Понятно, что жизнь не стоит на месте, а ее развитие опирается на продолжение рода человеческого, но относительно крутого (и действующего) спецагента это выглядит несколько комично и слегка раздражает.

    Отправили, значит, нашего Джимми спасать миры. И полетел он на планету со строгой иерархической системой, где высшая каста – военные, а положение страны – чрезвычайное. В связи с этим всё и вся находится под бдительным оком власть имущих. Мало того, что процедура прохода таможни занимает полдня и включает в себя полное медицинское обследование, так еще по выходу в свет тебе выдают спецодежду для инопланетных гостей, бдительного сопровождающего и миллион жучков для пущей уверенности, что ты не сделаешь ничего лишнего. Слегка напоминает оруэлловский 1984. И вот в таких условиях действует Стальная Крыса. Вот, кстати, забавный кусочек сцены общения Джимми с таможней:


    • Это религиозный символ? - спросил другой, держа в руках фотокарточку.
    • Это портрет моей жены.
    • Разрешается иметь только религиозные символы.
    • Она у меня сущий ангел.

    Это их убедило, с великой неохотой карточку вернули.


    Далее по сюжету Джимми попадает на другую планету. На ней мы видим совсем иное общество. Очередная гаррисоновская карикатура. Здесь царит натуральный матриархат. Женщины на всех постах и занимаются абсолютно всеми вопросами. Но в результате заговора эта система рухнула, а планету захватили военные-чужаки. Женщины-амазонки во главе со Стальной Крысой буквально топлес ринулись спасать родину. (Вообще, эта сцена сильно напомнила мне одно известное полотно Делакруа.) Мужчины же, оказавшись созданиями слабыми, попадая в переплет, теряли сознание и стенали, что лучше бы они оставались домохозяинами. Чем там дело кончилось, не скажу. Пойду дочитывать пятый роман.

    8
    199