Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Луна и грош

Сомерсет Моэм

  • Аватар пользователя
    Аноним12 мая 2021 г.

    Для меня оказалось открытием – что прообразом главного героя – Стрикленда оказался художник Поль Гоген. И пусть это не биография великого художника, в ней все же проступают какие-то общие мотивы жизненного пути выдуманного персонажа и реального человека. Взять хоть бы внешний вид, или скорее возможно характер и возможно творческий путь.
    Мне как художник Гоген не нравится, в отличие от другого постимпрессиониста – Ван Гога. Но я как и люди в романе признаю что-то в них есть. И, как и персонажи книги, живи я в то время и имей возможность получить в дар картину или купить задешево, скорее всего этого не сделал и потом кусал бы локти. К сожалению не многие могут предсказать чей-то успех или отличить гения от посредственности. И что вообще человека делает гением, кто придумал, что это гениальное творение, если по большому счету так может нарисовать любой школьник (по крайней мере, так кажется на первый взгляд).
    История ведется от лица автора, сначала он полемизирует, как распознать гения и насколько ценны те данные его современников, людей которые были с ним знакомы? Потом он рассказывает саму историю знакомства со Стриклендом и его семьей. Акцент, конечно, делается на том, как Стрикленд бросает все (жену, детей, работу, привычный уклад) чтобы стать художником, потому что для него все остальное перестает играть роли, ему хочется только писать. Автор несколько раз встречается с художником и описывает его скверный и неуживчивый характер. Затем история перескакивает на 10-15 лет вперед, Стрикленд уже мертв, а автор собирает данные по крупицам о его жизни на Таити, общается с людьми с которыми он был знаком и опять таки полемизирует о гениальности и о одержимости тех людей которые слышат зов.
    Зов в понимании автора – это непреодолимая сила делать что-то, писать картины, рассказы, быть с каким-то человеком, или в определенном месте. НА примере одной истории автор показывает что это может быть отголоски прошлой жизни, что человек раз увидев какой-то город вспоминает что он здесь уже был. Так и с рисованием, возможно, это память предыдущей жизни, которая в определенный момент просыпается и словно волна захлестывает тебя и уносит от привычной жизни.
    Что касается характера, одержимый человек для которого нет ничего святого, кроме одержимости идей или делом опасен для общества. Для него нет ничего святого, он способен словно огонь загубить жизнь и спалить крылышки тех неосторожных мотыльков, которые по доброте или по глупости приблизятся к нему. ОТ таких людей нужно бежать как от чумы, к сожалению не часто люди это понимают, особенно девушки видят в таких людях мужественность и летят на огонь. Так и в романе – семейная пара, которая помогла Стрикленду в тяжелую минуту, приютила его, когда он болел, выходили и поставила на ноги расплатилась разрушением семьи и смертью. Стрикленд увел жену, а затем бросил. И автор ставит вопрос – стоит ли человеческая гениальность того чтобы ломать чужие жизни? Или это вопрос вообще за гранью добра и зла и законов общества и моральных устоев?
    Вообще роман вызывает много вопросов, на которые можно бесконечно дискутировать, может быть это отличает хорошую историю от посредственной? Но перечитывать все же не буду, история на один раз.

    3
    525