Рецензия на книгу
Бегущий по лезвию бритвы
Филип Дик
Аноним9 мая 2021 г.Многократно читая книги Филипа Дика, начинаешь понимать его стиль. Автору не принципиален мир, который он описывает, ему важно донести лишь одну мысль. При этом неважно, что все остальные мысли будут потеряны и нераскрыты. Так что основная мысль книги, это возможность человека к сочувствию, а не вопросы этики связанные с искусственным интеллектом и другими видами жизни. Иными словами, всю книгу можно свести к одной генеральной идее: человек остается человеком, если в нем могут возникнуть эмоции сочувствия не только к живым существам, но и к любым предметам.
Сложно понять, к какой из сторон больше сочувствует автор. С одной стороны люди, которые вынуждены переселяться на другие планеты или влачить свое существование на радиоактивной Земле. Они несчастны и стараются получить эмоции различными путями: через приборы, покупку питомцев, новую религию и т.д. С другой стороны есть андройды – бездушные машины, которым не свойственно ощущать эмпатию, но которых движет чувство свободы. Есть в этом легкое противоречие. Зачем им свобода и зачем им разрушать человеческую религию через вечерние шоу? И вот таких вопросов в книге очень много.
Начнем с самого мира. Вроде бы перед нами пост-ап, но все институции работают стабильно. Открыты отели, рестораны, телевидение. Работают заводы и мастерские. Такое чувство, что единственным негативным фактором является радиоактивная пыль. Но благодаря локальному постзнанию на примере Чернобыльской катастрофы, мы видим, что природа и животные адаптируются к условиям радиоактивного заражения. А сами андройды? Почему они живут несколько лет? Зачем их создают, как человеческие копии? Почему не программируют как слуг? В общем, логики в этой книге очень мало. Автор в привычной для себя манере создает выдранный из общего контекста мир и пытается привить нам свою слегка наркотическую философию.
Если задуматься, то перед нами типичное американское произведение. Вместо того чтобы переживать серьезные последствия атомной войны, жители планеты остаются в амплуа «белых воротничков». Им хочется потреблять эмоции или владеть новыми видами животных. По мне животные в этом романе не являются основой для выработки человеческой эмпатии. Это просто новая потребительская мода. Спорткары в радиоактивных пустошах не требуются, зато можно похвастаться живой овцой перед соседом. Какой итог? Классический наркотический приход от Филипа Дика. Кривая экспозиция, спорные и неоконченные мысли. К счастью, экранизация пошла по другому пути и смогла обратить некоторые недостатки книги в преимущества для фильма.
12641