Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Ключ Сары

Татьяна де Росней

  • Аватар пользователя
    Alexandra22228 мая 2021 г.

    Инструкция о том, как можно загубить книгу только одной сюжетной линией

    Это очень наглядный пример, как можно написать очень качественный и довольно проникновенный роман о страданиях во время войны и просто катастрофически посыпаться, описывая любовную линию.
    Роман неизвестной мне писательницы, Татьяны де Росней, которая во введении дает очень милую предысторию своего роману, делиться на две сюжетные линии, которые так или иначе перекликаются. Первая повествует о событиях лета 1942 года, когда семья еврейской девочки Сары оказывается втянута в водоворот событий - история с велодромом Вель Д'Ив, лагеря, потеря близких, страх за братика, покинутого в Париже без помощи и друзей... Сюжет очень даже неплох, и финал этой линии меня в кой-то веки порадовал - без ложной сентиментальности и сказок, все закончилось по законам логики и физики. Да, грустно, но и не надо формировать у читателей ощущения, что война это просто веселое приключение, и всегда на последних страницах романа появится добрый волшебник и расставит все по своим местам.
    Мои нарекания, в основном, касаются второй сюжетной линии, действие которой уже разворачивается в наши дни, но тоже в Париже. Семья молодой американской журналистки Джулии собирается жить в квартире, которая находится в старом районе города и, видимо, хранит в себе некую тайну времен войны, причем связанную с семьей Бертрана, мужа этой самой журналистки. Наблюдать за развитием этой интриги было вполне себе интересно и занимательно. Но! Всегда это "но": отношения в этой семье, да и между супругами, Джулией и Бертраном, просто оставляют желать лучшего. Мало того, что каждый из членов клана, как оказывается в итоге, владел этой тайной, но и не сообщал ее другим (этакая круговая порука), так еще и Джулии просто по законам любого среднего романчика или кино дают задание начать писать колонку про историю облавы на евреев в 1942 году, про тот самый велодромом Вель Д'Ив, на котором оказалась заперта вместе с другими еврейскими семьями маленькая девочка Сара. Поведение Джулии мне просто не понятно: она совершенно поглощена этим журналистским расследованием (нет-нет, это не грех) до такой степени, что не видит на своем пути ничего. Особенно своего мужа, который за время повествования несколько раз прямым текстом жалуется ей, что она не обращает на меня никого внимания (что так и есть на самом деле). "Он меня не понимает", - твердит про себя Джулия с упрямством 12-летнего подростка, которому запретили пойти гулять в 12 часов ночи, при этом на любые вопросы о своих действиях она просто отмахивается.
    Джулия хочется ребенка, а муж нет? Отлично, послала вам судьба нового малыша, беременность, все дела, милота - и что бы Вы думали? Когда появляется угроза жизни этому столь долгожданному ребенку Джулия... нет-нет, она не сидит дома и не забоится о малыше, а со скоростью поезда продолжает свое расследование, мчится аж в другую страну, попутно и бездумно разбивая жизнь чужого человека и еще очень удивляется, когда ей это ставят в вину. "Надо помнить. Нам надо помнить", - твердит нам и самой себе Джулия, но только вот я от нее не вижу каких-то практически результатов в области помощи пострадавшим от войны. Она только ноет о своей неудавшейся личной жизни, изобретает велосипед (то есть раскапывает ту тайну, которую вообще-то все давно уже знают, и невероятно радуется этому), при этом совершенно без угрызений совести вторгаясь в чужие жизни без всяких просьб.
    В итоге - разрушенная семья, дети без отца, отсутствие постоянного любовника, случайные связи, зато тайна наконец раскрыта. Ура!! Да-да, я ханжа, что ж Вы от меня хотите, вопросы морали и нравственности в отношениях меня неизменно трогают во всех книгах, и я не перестану ругаться на таких героинь и героев.
    Насчет языка романа - он и не выдающийся, но и не из разряда фанфиков. Терпимо. Читается легко, главы не слишком растянуты, за счет грамотно выстроенной интриги читать хочется еще и еще, страницы пролетают незаметно.
    Словом, за линию XXI века я и снижаю баллы, если бы автор издала бы эти две сюжетные линии разными книгами, я бы точно поставила бы рассказу о девочке Саре и ее тайном ключе высшую оценку. А так только три балла, и это я еще была щедра.
    P.S. Мне уже даже не хочется тратить свои силы на то, что в миллионный раз гневно печатать строки негодования по поводу тривиальнейшей обложки на каждой второй книги про Холокост. Нет, ну правда - на свете есть хоть что-нибудь, кроме печально известных ворот Аушвиц-Биркенау? Или фантазия оформителей ушла в минус, как и личная жизнь главной героини?

    Содержит спойлеры
    22
    1K