Рецензия на книгу
Буря мечей
Джордж Мартин
aldanare7 января 2009 г.В «Буре мечей» появляются такие интересные ребята – Безупречные, рабы-воины, евнухи, которых с раннего детства затачивали под универсальных солдат-биороботов.
В числе прочих нечеловеческих вещей в воспитание Безупречных входит следующее. В детстве каждый из них получает щенка. Кормит его, играет с ним, воспитывает. Дружит. А через год мальчик должен этого щенка… убить. И не просто так убить, а задушить своими руками. Такое вот воспитание безжалостности и хладнокровия.
Мартин обращается со своими героями ровно так же, как эти рабы со щенками.
Придирчиво отбирает себе героев, носится с ними, цацкается-пецкается, вычерпывает все подноготную до донышка (а безупречно чистых у него нет – в той или иной степени в дерьме практически каждый), заставляет читателя хоть как-то проникаться персонажами… а потом ррраз! – и убивает с особой жестокостью.
Любить героев Мартина – все равно что хомячков: не успеваешь привыкнуть, ан в клетке уже трупик. Закопал, всплакнул, пошел в зоомагазин за новым, жалея, что хомячки не продаются на вес.
Вполне возможно, конечно, что Мартин убивает только тех героев, которым больше некуда расти. Освобождает площадку для экспериментов, так-скать.
И, разумеется, ужасный век, ужасные сердца, мир, жить в котором возжелал бы только садомазохист с большим стажем. Ну его к черту, этот Вестерос, не хочу я туда. Либо в гости на денек, либо родиться там и твердо быть уверенным, что без вариантов. Хотя – война, господа, кому легко. Может, в мирное время и Семь Королевств цвели и пахли, затмевая Валинор, Танелорн и Амбер вместе взятые и на Небесный Град Иерусалим помноженные. А война – это грязь и кровь, кровь и грязь, и ничего кроме. Какие еще честь и благородство, о чем вы? Жажда власти, денег и секса (любовь? кака любовь?) – вот все наши мотивы, теперь мне можно идти, герр Фрейд?
В этом разрезе очень жалею, что не знаю мировую историю, так сказать, в промышленных масштабах. Потому что у Мартина дофига отсылок к реальной истории, и на фоне этих аллюзий как-то становится стыдно за род человеческий.
Но – живые люди, живые страсти. Каравай, каравай, кого хочешь, выбирай – за какой клуб болеть, то ли серых, то ли красно-золотых, то ли вовсе черных, каждый решает сам. Аргументов за и против полно, все для клиента. За это ПЛП и любят.
Здесь хочется углубиться в детали, но боюсь зарыться с головой в хомячках, в смысле персонажах. Отмечу лишь, что отчетливая аватара автора – Тирион Ланнистер. Для того, чтобы это понять, даже интервью автора читать не надо. Он слишком много знает. И, раз уж его так угораздило – похоже, доживет до конца седьмой книги. В самоубийство автора я как-то не очень верю. Хотя если старина Кинг оказался на такое способен, почему бы Мартину не сделать аналогичный финт?..
С технической точки зрения – очень любопытно следить, как мастер (даже, не побоюсь этого слова, гений) короткой формы учится строить эпопею. Да, новеллистичность повествования, мозаичность точек зрения, вставные легенды – это все Мартин-рассказчик, это то, что он хорошо умеет. Но есть еще такая штука, как ритм повествования, и вот с ним во втором-третьем томе автор не совладал. Разогнавшись до предела к финалу «Игры престолов», он с перепугу сильно затормозил во втором томе. Поэтому у меня аж пульс подскочил, когда с середины третьего тома сюжет рванул с места в карьер, не оторваться...
И еще – говорят, что вот-вот начнут по «Песни…» делать телесериал. Семь сезонов – по одному на книгу. Запасаться дисками, кофе и теплыми пледами стоит уже сейчас.
2766